«Мыльный» этикет

Как бы быстро ни развивались современные технологии, но эпистолярный жанр все же в прошлое не ушел. И пусть послание по электронке мало напоминает надушенный конвертик с вензелями, правила этикета живы. А вот знают их немногие.

Первое и главное правило написания писем — не затягивать с ответом. Просто невежливо заставлять обратившегося к тебе человека ждать. В крайнем случае, если на развернутый ответ нет времени, нужно проявить внимание и отправить короткий, с непременной припиской «С уважением». 

«Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь». Как бы мало времени на ответ у вас не было, продумайте текст письма. Постарайтесь по максимуму убрать из него все двусмысленные слова и фразы — ведь во время разговора верный смысл могут продиктовать жест или выражение лица, интонация, в письме это сделать невозможно. Иначе легко обидеть человека. 

Важна и личность адресата. Если вы отвечаете другу — стиль может быть свободным, если письмо пришло по работе — уместен только официальный тон, никакого панибратства такой ответ не стерпит. И уж точно не стоит грешить в нем смайликами и прочими картинками — вас могут не понять, а письмо отправить в спам.

Избегайте грамматических ошибок. Если не справляетесь сами — воспользуйтесь, на худой конец, «Орфо», иначе потом относиться к вам как к толковому специалисту и серьезному человеку не будет никто. Кстати, именно в письме злополучное для многих россиян слово «вы» пишется с заглавной буквы, пусть и обращаетесь вы к единственному респонденту. 

Избегайте сумбура, в изложении не перескакивайте с одной мысли на другую — это допустимо в разговорной речи, для письма — это смерть. Ваш адресат либо потеряет терпение и не станет читать дальше, либо ему потребуются многочисленные разъяснения. И хорошо, если вас, в конце концов, поймут. 

Еще один нюанс — если вы в плохом настроении или письмо пришло от неприятного вам человека, не выливайте гнев на белое поле. Негативные эмоции могут и пройти, а вот письмо сохранится как документ вашей несдержанности и конфликтности. Если все же так случилось, не спешите отсылать письмо, возьмите паузу — возможно, на следующий день передумаете.

Не отвечайте на письмо анонимкой. Под каждым посланием должны стоять не только вежливое пожелание, но и имя отправителя. Особенно это касается поздравлений. Даже если рассылка открыток на Новый год касается сотни адресов, человек, отправляющий их от имени организации, должен поставить под картинкой свое имя. Зачем, спросите вы? 

Это этикет жанра, ведь в письме исторически было много личного. Что ж, пожалуй, все. С уважением, Олег НИКИФОРОВ.