Новой школе — новые учителя

Что требуется от современного учителя? Вернутся ли в школу золотые медали? Какая судьба ждет калужский «Дворец пионеров»? Были ли нарушения на ЕГЭ? Об этом и многом другом в интервью министра образования и науки Калужской области Александра АНИКЕЕВА.

Что требуется от современного учителя? Вернутся ли в школу золотые медали? Какая судьба ждет калужский «Дворец пионеров»? Были ли нарушения на ЕГЭ? Об этом и многом другом в интервью министра образования и науки Калужской области Александра АНИКЕЕВА.

— Александр Сергеевич, каких успехов удалось достичь в уходящем учебном году?

— Окончательные результаты деятельности системы образования пока еще подводить рано. Подождем результатов экзаменов за курс основной средней школы.

Как и в предыдущие годы, мы работали по модернизации системы образования, расширяли сферу внедрения государственного образовательного стандарта. Кроме того, к этой задаче подключились и новые. Основной акцент делается на развитии кадровой системы, появился целый ряд документов, которые мы должны осмыслить и приступить к работе по их выполнению. Прежде всего, это профессиональный стандарт педагога, утвержденная программа развития кадрового потенциала, которая предполагает изменение системы подготовки педагогов и системы повышения квалификации, комплекс мероприятий по подъему учительской профессии.

Для нас осталась актуальной работа по выполнению указов Президента по удержанию уровня заработной платы педагогов на уровне средней по экономике региона. В целом мы с этой задачей справляемся. И, конечно же, задачей номер один в ушедшем году для нас было развитие системы дошкольного образования. В этой сфере также произошли существенные перемены. Мы создали 2,5 тысячи новых мест, и эту работу продолжим в новом году. Перемены касаются и внедрения стандартов дошкольного образования.

Мы должны коренным образом поменять систему подготовки кадров для системы образования вообще и изменить подходы к преподаванию.

— Что имеется в виду?

— Для новой школы нужны новые учителя. И перемены касаются не только привлечения новых кадров, но и методик преподавания. В России действует федеральный образовательный стандарт, который с этого года распространяется и на основную школу. Не за горами то время, когда мы начнем внедрять стандарт в старшую школу, а это означает, что учителя должны работать над новыми образовательными результатами. То есть качество образования рассматривается гораздо шире — это и личностный рост, и формирование метапредметных умений, и целый комплекс других задач, которые не ограничиваются только знаниями.

— Под новые стандарты должны будут подстроиться и педагоги, проработавшие в школе много лет, с уже сложившимся стилем преподавания. Каким образом будет выстроена работа с ними? Курсы повышения квалификации?

— Конечно, педагоги, прежде всего, должны изучить свой профессиональный стандарт. Мне он кажется немного утопичным, его сложно реализовать в реальной жизни. Учитель, чтобы полностью ему соответствовать, должен быть сверхчеловеком и абсолютным универсалом.

С другой стороны, я рад тому, что появился документ, который впервые определяет параметры педагогической деятельности. Очень важно и то, что этот стандарт активно обсуждался и в нем воплотились ожидания общества по отношению к учителю. Они очень высоки, и педагоги должны соответствовать этим ожиданиям.

— То есть только такого педагога общество готово полюбить?

— Да. А мы должны работать над развитием уже существующего педагогического потенциала.

— Не получится ли так, что начинающие педагоги окажутся более востребованны, чем опытные?

— Думаю, такой опасности нет. Молодые учителя в школе сейчас очень нужны. Я с удовольствием вижу, как растет интерес выпускников к школе. Они готовы туда идти, и школа очень заинтересована в них. Тем не менее молодой педагог не всегда обладает достаточным уровнем знаний и умений, зачастую у него есть только желание работать и развиваться.

У общества сейчас существует повышенный спрос на качество образования, поэтому в кадровой политике необходим баланс между молодостью, опытом и мудростью.

— Тогда хватит ли пяти лет, отпущенных на получение нынешнего высшего педагогического образования, чтобы подготовить профессионала?

— Пока федеральное министерство, которое предложило стандарт и концепцию подготовки учителей, настаивает на сохранении пятилетнего срока обучения, мало того, говорит о возможном его сокращении.

Я считаю, что пяти лет, безусловно, мало. Мировой опыт свидетельствует о том, что педагогов, к примеру, начальной школы, нужно готовить гораздо более длительный период, поскольку они готовят основу. Решением проблемы может быть непрерывное развитие учителя.

Педагоги должны учиться больше, чем представители других профессий, поэтому большое внимание уделяется программам повышения квалификации. Сейчас инициаторы реформ таким образом пытаются решить проблему нехватки педагогических кадров. В будущем мы придем к тому, что педагоги будут только с высшим образованием и что для подготовки хорошего педагога нужен длительный срок обучения. Мы к этому придем, я убежден.

— Вернемся в сегодняшний день, к ЕГЭ. Все мы знаем, что в систему контроля за экзаменом были внесены изменения, увеличилась и ответственность всех сторон. Сработали ли эти перемены?

— Схема проведения ЕГЭ в целом осталась прежней, в этом году же были приняты беспрецедентные меры по соблюдению законодательства при его проведении. Главная из них, которая, с моей точки зрения, дала результат, то, что были исключены возможности утечки материалов на всех уровнях, включая федеральный.

Мы очень страдали от этого. В прошлом году утечка материалов существенно повлияла на результаты ЕГЭ и на отношение общества к нему. В этому году на всех уровнях был усилен контроль за доставкой материалов, введен запрет на пользование мобильными телефонами, введена система видеозаписи.

Предпринятые меры принесли свои результаты, в Калужской области мы не заметили каких-то сильных отклонений. Могу сказать, что благодаря совместному контролю в этом году глобальных нарушений ЕГЭ во всей стране не зафиксировано.

В нашем регионе — такая же картина, даже запрет на использование мобильных дал свои результаты. Был зафиксирован только один случай попытки использования мобильного телефона, когда ученик на экзамене по иностранному языку попытался воспользоваться бумажной шпаргалкой и был удален с экзамена. Схема, безусловно, работает. Не все с пониманием отнеслись к применению подобных методов, но информационная безопасность при проведении экзамена оказалась очень важной.

— Судьба калужского «Дворца пионеров» вызвала широкий общественный резонанс. Так какое же будущее ждет коллектив? Переедут ли на новое местожительство знакомые с детства кружки, сколько средств выделено на ремонт здания?

— Вокруг этой проблемы существует много страстей, разных точек зрения, прежде всего, родительской общественности и педагогов. Я уже не раз высказывался по этой проблеме, в том числе и на встречах с педагогическим коллективом дворца.

Дело в том, что в ее решении задействовано несколько министерств, я позволю высказать свою позицию. Я считаю, что оба здания на улице Карла Маркса нуждаются в серьезном капитальном ремонте, и проблема эта может обостриться в ближайшее время. Я с ужасом вижу, как ухудшается ситуация в бывшем губернаторском доме. Его нужно освобождать и проводить там ремонт.

В течение последних лет мы неоднократно предпринимали попытки ремонтировать большое здание, но всегда сталкиваемся с большими сложностями — это объект культурного наследия, его ремонт требует серьезных согласований. Ремонтировать здания так, как мы делали это раньше, латая одну комнатку за другой, уже невозможно.

Для того чтобы провести капитальный ремонт здания, нужно выехать оттуда. Возникла идея предоставления нам дополнительных площадей, но свободных в городе нет. В любом случае при разных вариантах решения проблемы мы будем действовать однозначно: все кружки и объединения, которые действуют в центре сейчас, будут сохранены. Мы не раз говорили об этом.

Нам был предложен комплекс училища им. Танеева. Конечно, площади его уступают площадям дворца, но в нашем распоряжении есть еще одно здание центра — на улице Ленина, недалеко от вокзала. Если найти приемлемые варианты размещения объединений, то проблему можно успешно решить, хотя бы временно. Те же самые хореографические залы могут в разное время использовать разные коллективы. Мы бы решили и проблему с размещением театра «Салют», поскольку, обследовав здание Концертного зала имени Танеева, мы пришли к выводу, что есть возможность немного расширить сцену и сделать за ней дополнительные комнаты, для того чтобы там могли проходить занятия.

— Как такового Танеевского зала уже не будет?

— В конечном итоге было принято решение о том, чтобы дать возможность на время ремонта использовать эти здания сразу трем коллективам, в том числе и Танеевского зала, и нашего учреждения. Наше министерство не возражает: если это устроит педагогов, детей и родителей, мы будем довольны. Так же как и тем, что театр «Салют» останется в том же помещении, в котором располагается сейчас. Уже разработаны варианты размещения детских объединений и кружков в здании по улице Ленина и в Танеевском зале, мы действовали достаточно оперативно. Губернатор, предлагая вариант размещения в зале Танеева, сказал, что без ремонта детей туда пускать, конечно же, нельзя.

Мы сделали сметы, и на первое время, чтобы провести ремонт, требуется чуть более 6 млн рублей. При обстоятельном обследовании этих двух зданий стало ясно, что их нужно освобождать.

Во дворце работает и довольно большая секция бокса, мы нашли вариант размещения и для нее, и руководители секции с нами согласились. Конечно, все помещения нужно будет соответствующим образом подготовить. Но никто никогда не желал выбросить детей на улицу, это не вариант.

Если до конца освещать мою позицию, то в Калуге сейчас существует уникальная возможность при подготовке к юбилею города создать единый историко-культурный комплекс из природного ландшафта Березуйского оврага, набережной и зданий бывшего Дворянского собрания, губернаторского дома и парка культуры и отдыха. Их нужно только отремонтировать, иначе могут быть утрачены эти уникальные здания, которые составляют наследие и культурно-историческую среду Калуги.

И все же при всем том, что я являюсь большим патриотом образования и не люблю делиться помещениями с другими, я считаю, что самое лучшее применение для этих зданий — в сфере культуры.

— Объединятся ли когда-нибудь все кружки Дворца пионеров под одной крышей?

— Такие варианты мы тоже не сбрасываем со счетов. Думаю, что так оно и будет.

— Начиная с первого сентября, что будет происходить в калужском образовании?

— Не хотелось бы каких-то кардинальных перемен, люди хотят стабильности, при этом мы не хотели бы успокоенности. Будем решать задачи, которые уже поставлены, речь идет в том числе о росте качества образования и развитии учительского потенциала. Нам надо поднимать и качество математического образования, думать о том, как менять преподавание истории в школе, чтобы оно соответствовало принятому культурно-историческому стандарту.

Кроме того, в новом учебном году школьники будут писать сочинение, пока неизвестно в каком качестве, но дети должны быть готовы к тому, что писать его придется в качестве выпускного экзамена. На августовской декаде образования мы вернемся к проблеме воспитания.

Вернется в школы и краеведческий курс, в обновленном виде. Будет создана целая система курсов, исторического, духовного, географического и литературного краеведения. Будет разработан наш региональный историко-культурный стандарт. К юбилею Калужской области мы выпускаем издание «Очерки по истории Калужского края в двадцатом веке», которое придет, прежде всего, в школы. Оно было подготовлено коллективом ученых во главе с историком В. Я. Филимоновым.

— Если говорить о сочинениях, насколько просто будет проходить их возвращение в школу, ведь сейчас порой школьники не в состоянии просто составить план?

— Возвращение сочинений в школу — это идея, которая возникла из потребности вернуть интерес школьников к чтению. Возможно, это произойдет. К счастью, нельзя сказать, что сочинение из школы ушло, его пишут, но гораздо меньше. Есть немало учителей, детей и родителей, которые не хотят возвращения сочинения в школу. Я тажке отношусь к этой идее с изрядной долей скепсиса, потому что не считаю, что подобные действия приведут к росту грамотности. Сам жанр тоже вызывает много вопросов. Будет ли это сочинение по литературе или нет, по каким произведениям. Как оценивать их? Вопросов много, и на первых порах мы наверняка столкнемся с серьезными сложностями. Так или иначе, будем надеяться, что письменная речь будет совершенствоваться.

— Говоря о выпускниках, нельзя обойти тему золотых медалей. Они вернутся в школы в прежнем качестве?

— 27 мая были приняты изменения в ФЗ «Об образовании», но пока нет документов, определяющих порядок награждения, нет описания. Мы придумали свою калужскую медаль, которая будет уникальной: ее вручат единственный раз, в этом году. Она будет желтая и очень похожа на золотую. Правда, в отличие от федеральной ее вручат только тем выпускникам, которые получили пятерки не только по итоговой оценке, но и в полугодиях. Таких в Калужской области около трехсот человек.