«Культовый» балаган

Трудно найти более удобный плацдарм для самозванцев, чем наше обширное государство, переполненное или сверх меры подозрительными, или чрезвычайно доверчивыми администраторами, хозяйственниками и общественниками. Трудно найти более удобный плацдарм для самозванцев, чем наше обширное государство, переполненное или сверх меры подозрительными, или чрезвычайно доверчивыми администраторами, хозяйственниками и общественниками.

Остапу Бендеру было известно около четырехсот способов сравнительно честного отъема денег. Современным его последователям таких способов известно гораздо больше. Что особенно удивительно, так это то, что государство, ранее имевшее весьма надежный законодательный инструментарий, позволявший своевременно этих последователей нейтрализовывать, ныне обязано им всячески помогать и содействовать.

Неистощимым источником для современных бендеров и балагановых стал Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно которому любой имеет право не только исповедовать все, что сочтет нужным, но и регистрировать соответствующую религиозную организацию со всеми вытекающими последствиями в виде различных налоговых и социальных льгот.

Как грибы после дождя полезли на белый свет разнообразные «Живые этики», «Веры Бахаи», «Сайентологические церкви» и прочие «Общества Сознания Балаганова». Схема устройства всех подобных «религиозных организаций» такова: во главе стоит какая-либо харизматичная экзальтированная и социально неадекватная личность, на призыв которой, как мухи на мед, слетаются ей подобные любители «нетрадиционной» духовности. Частенько глава организации совмещает в себе харизматичность с криминальным талантом, ведь основной вид деятельности любой «нетрадиционной» религиозной организации — это извлечение дохода из адептов с использованием всевозможных льгот и преференций, получаемых с приобретением «религиозного» статуса.

Именно криминальное прошлое подобных деятелей толкает их на изыскание различных новых путей собственного «узаконивания». Перекрасить козлищ в агнцев помогает бурная благотворительность, а точнее, ее имитация. Особенно широкое поле открылось для современных бендеров и балагановых с введением в государстве механизмов государственно-общественного управления. Сегодня многие государственные институты (образование, здравоохранение и т.д.) из сферы сугубо государственного попечения переходят в попечение общественно-государственное.

Для внедрения этих новых управленческих механизмов широко используется потенциал традиционных для нашей страны религиозных организаций, представляющих христианство, ислам и буддизм. У них длинная история взаимодействия с государством и обществом, они являются носителями традиционных ценностей и устоев и, безусловно, в новых реалиях могут и имеют право участвовать в государственно-общественном управлении. Но, как говорится, куда конь с копытом — туда и рак с клешней. Вожди разнообразных «Обществ сознания Балаганова» быстро осознали, какую пользу сулит им такое сотрудничество.

Тридцатого ноября 2012 года дверь министерства здравоохранения Калужской области распахнулась, и на стол и.о. министра Елены Разумеевой легло письмо следующего содержания:

«Уважаемая Елена Викторовна! Узнав о заключении 19 ноября 2012 года соглашения о сотрудничестве между министерством здравоохранения Калужской области и Калужским епархиальным управлением и полностью поддерживая идею сложения усилий государственных органов и религиозных институтов в деле попечения о физическом и душевном здоровье калужан, Калужская евангелическо-лютеранская церковь готова включиться в процесс сотрудничества и заключить аналогичное соглашение с министерством здравоохранения Калужской области по всему кругу вопросов, содержащихся в тексте указанного выше соглашения.

Уверены, что такое сотрудничество послужит общему физическому и духовному оздоровлению жителей Калужской области и будет отвечать конституционным принципам гражданского равноправия и свободы выбора религиозных убеждений».

Напечатан этот шедевр был на бланке некоей «Калужской Евангелическо-лютеранской Церкви» и подписан «п. Дмитрием Мартышенко» — видимо, пастором. Неизвестно, какое «пастырское» образование получил сей пастырь, но без юридического точно обошелся. Иначе бы сообразил, что здравоохранение не занимается обеспечением гражданского равноправия и свободы выбора религиозных убеждений. Задачи у здравоохранения другие, и договор с Калужской епархией заключен не для того, чтобы обеспечить больным религиозный сервис дополнительно к лечению. Православная церковь имеет огромный опыт в делах практической помощи болящим, инвалидам и другим категориям граждан, нуждающихся в уходе, и именно этим многолетним подвижническим трудом заслужила она участие в государственно-общественном управлении.

А какие же практические дела числятся за так называемой «Калуж- ской Евангелическо-лютеранской Церковью»? Да никаких. И, видимо, потому, что паства Мартышенко настолько малочисленна, что неспособна охватить своей «заботой» все лечебные учреждения минздрава. Имеющихся адептов не хватит даже на сельский фельдшерский пункт. Да и квалификация у них, мягко сказать, сомнительная.

Помнится, Шура Балаганов, обеспокоенный нешуточной конкуренцией со стороны «детей лейтенанта Шмидта», созвал конференцию, на которой за каждым дитятком закреплялся свой эксплуатационный участок. Чтобы «дети» не путались под ногами и не мешали «прибыльно работать». «Пастор» Мартышенко не стал повторять ошибок своего предшественника и доводить ситуацию до напряжения. Аналогичные письма с аналогичным текстом того же 30 ноября 2012 года поступили и от сотоварищей Мартышенко по «Обществу сознания Балаганова» — начальствующего епископа Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Калужской области его преосвященства епископа Калужского Альберта (Раткина) и пресвитера церкви «Возрождение» евангельских христиан-баптистов В. Пашковца. Думается, что недалек тот час, когда посыпятся подобные заявления от последователей Григория Грабового, Порфирия Иванова и «Церкви летающего макаронного монстра». И государство не сможет им отказать.

Очевидно, что назрела реальная необходимость упорядочить законодательство, регулирующее отношения между государством и религиозными организациями, и право на свободу совести должно быть дополнено гражданской ответственностью. Не могут иметь равные права в участии в общественно-государственном управлении традиционные религиозные структуры и разнообразные экзотические околорелигиозные формирования. Конечно, государство не должно вторгаться в выбор вероисповедания каждым человеком, но давать законный статус любой веселой компании, пожелавшей считать себя религиозной организацией, не только неразумно, но и опасно, как показывают разворачивающиеся вокруг минздрава события.