Святые камни Европы

Эстамп. Этот вид искусства представлен нынче в художественном музее на выставке «Рим в офортах Пиранези». Экспозиция проходит в рамках программы перекрестного года туризма в России и Италии.

Эстамп. Этот вид искусства представлен нынче в художественном музее на выставке «Рим в офортах Пиранези». Экспозиция проходит в рамках программы перекрестного года туризма в России и Италии.

Во флигеле представлены 39 гравюр из собрания Калужского художественного музея, изображающие «Виды Рима», на которых показаны наиболее значимые памятники архитектуры Вечного города. Все офорты поступили в музей в 1919 году из имения «Барятино» Калужской губернии в составе частного собрания князей Горчаковых.

Ценность экспозиции многогранна: это памятник Риму, Возрождению, культуре в целом.

Разберемся по порядку. Автор оттисков, Джованни Баттиста Пиранези (1720-1779), вошел в историю искусства как архитектор, археолог, теоретик, полемист, рисовальщик и гравер. Искусствоведы утверждают, что его творчество оказало огромное влияние не только на его, но и на многих наших современников.

В 1743 году автор окончил первую серию гравюр Рима, а с 1745-го, навсегда поселившись в этом городе, продолжил работу. Точно так же, как задолго до него Петрарка собирал античные тексты Аристотеля, Платона, Платина, буквально выхватив их для нас с вами из пасти вечности, этот художник зарисовывал развалины Империи.

Работы над серией «Виды Рима» Пиранези начались в 1746 году, и она продолжалась до его смерти — всего в серию вошло 135 гравюр. Издание гравюр стало самым знаменитым творением художника. Популярность «Видов Рима» определило то, что с середины XVIII века город стал центром международной интеллектуальной жизни. Любой образованный европеец, хоть русский, после окончания университета был просто обязан посетить Рим.

Ф.М. Достоевский писал, что этот город — «святые камни Европы, и нам они ближе и дороже, чем им». Само осуществление выставки подтверждает слова пророка. Собственно, гравюры Пиранези не что иное, как иллюстрация к рекламному проспекту. Любой образованный европеец обязан был восхититься Колизеем, арками Семптимия Севера, руинами Форума…

Художник так обаятельно передал соединение Древнего Рима и 18-го века, что по сию пору создатели рекламных проспектов «лепят» свою продукцию по его «лекалам». Художник работал в жанре воображаемой ведуты (от итальянского, «детальное изображение архитектурного пейзажа»). Пиранези создавал иллюзорные панорамы, включая в них сооружения, которые в действительности не могли быть видны в данном месте. Автора называют «Рембрандтом руин и архитектуры».

Все представленные офорты, как утверждают искусствоведы, — прижизненные, в них мог участвовать сам автор. Обычно на эстампе подписывают имена нескольких авторов: кто «изобразил» (автор художественного произведения); кто «зарисовал» (перерисовал с произведения для гравюры); «гравировал» (создал печатную форму); «изготовил» (печатал). У листов калужской выставки — один автор.

Задевает за сердце то, что листы буквально воспроизводят то родное, что умирает в ста метрах от бумаги верже, — архитектуру Калуги. Дело в том, что «святые камни Европы» воспроизведены в нашем губернском центре в кирпиче. Но от этого их классические линии и пропорции не менее благородны. В любом случае лучше в России нет. Так же как наше законодательство базируется на Римском праве, идеал архитектуры — римские антики.

Вот вид храма Фортуны Вирлис — будто на Воскресенскую улицу входишь. Вот развалины виллы Мецентата в Тиволи — чисто прообраз развалин калужского Гостиного двора.

Юные воспитанники школ искусств Калуги приветствовали своим музицированием выставку. Вот на серебряной трубе Саша Бровкин (педагог Александр Севотин) исполняет «Аве Мария» Качинни. Высокий звук трубы затронул в наших душах то, для чего нас создал Отец наш, — идеалы, паттерны красоты. Откуда неприязнь к излишествам, законы против роскоши — Рим! Откуда выражение «слуга народа», отнесенное к парламентарию, — Рим! Откуда слова «сладостно и почетно умереть за Отечество» — Рим!

Наши деды были достойны классического наследия. А мы?