Вижу звёзды

Ещё до новой эры греки догадались, что звёзды — не медные гвоздики, вбитые в твердь, а такие же солнца, как наше. Движению к ним посвящена экспозиция в музее истории космонавтики. Картины, представленные на ней, — плод творчества и космонавтов, и профессиональных художников, которые получали исчерпывающие консультации звездоплавателей. Ещё до новой эры греки догадались, что звёзды — не медные гвоздики, вбитые в твердь, а такие же солнца, как наше. Движению к ним посвящена экспозиция в музее истории космонавтики. Картины, представленные на ней, — плод творчества и космонавтов, и профессиональных художников, которые получали исчерпывающие консультации звездоплавателей.

Выставка «Через тернии к звёздам»- из запасников самого музея. Фонды его настолько богаты, что далеко не всем работам нашлось место. Например, трехметровое полотно Михала Ромадина, нефигуративная фантазия «Смерть в космосе», осталось «за кадром».

Рассмотренная нами экспозиция начинает свой анализ с творчества Бориса Смирнова-Русецкого (1905-1993), художника, учёного, писателя, обучавшегося в легендарном ВХУТЕМАСе. Он уже в тридцатые годы изображал космос. Гости выставки увидят его пастель «Солнечное затмение» 1991 года, отсылающую своей формой к авангардным 20-м годам ХХ века. «Космический огонь», буйство солнечного ветра в атмосфере, напоминает лаконизмом и яркостью о том, что автор долгие годы был председателем Московского Рериховского общества.

Один из самых много испытавших ныне живущих космонавтов, дважды Герой СССР Владимир Джанибеков представлен на выставке как член Союза художников России работой «Икар». Могучее тело, огромные крылья вот-вот поглотит огонь Солнца.

Первый начальник космодрома «Байконур» генерал Алексей Нестеренко изобразил старт первой ракеты. Те, кто трудился над её созданием, радостно обнимаются в опасной близости от пламени дюз «Востока». Яркий художник, дважды Герой СССР, первый землянин, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов представил свой взгляд с небес. В соавторстве с художником-фантастом Андреем Соколовым, создателем множества марок на космические темы, представил гиперреалистические пейзажи — виды нашей планеты и летящих над ней аппаратов.

Гвоздь выставки — эскизы народного художника России Михаила Ромадина к шедевру Андрея Тарковского «Солярис», подаренные художником музею. Вот иллюминатор космической станции, через который герой видит будящие совесть миражи мыслящей планеты, ставшей ноосферой. А вот и фотография самого автора вместе с зубром научной фантастики Артуром Кларком. Готовясь к работе, съемочная группа смотрела видеосъёмки, сделанные космонавтами. Оказалось, что из космоса совершенно не видно звезд, видны одни только планеты и Полярная звезда.

Скульптурная композиция Виктора Сонина, давшая имя выставке, показывает три этапа пути к звездам. Сначала рабочие в забое добывают руду, затем ученый за письменным столом рисует очертание будущего. И вот смельчак в скафандре готов к старту! Знаменитая графика Николая Недбайло «Пуск базовой станции» 1974 года была высоко оценена даже Иваном Ефремовым. Природосообразные формы станции — копия яйца акулы, а заросли инопланетной флоры — что наши опята.

У посетителей самых разных поколений вызовут добрую улыбку эскизы Константина Загорского к фильмам «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Мир, изображенный на них, так же фантастичен при взгляде из сегодняшнего дня, как и мир, в котором эти работы были созданы.

Достойно рядом со знаменитыми работами столичных мэтров выглядят творения калужских художников, много лет разрабатывающих брендовую тематику. «Пойду немного погуляю», — думает космонавт Владимир Арепьев, пристраиваясь внутри огромного робота.

Яркая, информативная выставка даст вам повод вспомнить слова Оскара Уайльда: «Все мы лежим в грязи. Но некоторые из нас могут смотреть на звезды».