Театр как Любовь

Для работника искусства, так же как для педагога, руководителя, то есть любого, чья профессиональная цель — влияние на людей, главная характеристика профпригодности — эмпатия, то есть способность к сочувствию, состраданию.

Для работника искусства, так же как для педагога, руководителя, то есть любого, чья профессиональная цель — влияние на людей, главная характеристика профпригодности — эмпатия, то есть способность к сочувствию, состраданию.

И каждый, кто хоть мимоходом соприкасался своей судьбой и делом с Любовью Слеповой, скажет, что между сверхзадачей театра и личностью «завлита всея Калуги» нет противоречия. Ее «роман» с театром начался в детстве с занятий хореографией в Калужском Дворце пионеров у яркого педагога Александры Блажевич. Затем были серьезные занятия драмой в пионерском театре «Салют».

Любовь Слепова, встречающая в эти дни свой юбилей, служит театру с четырнадцати лет. В 1964 году школьница пришла в тогда еще народный ТЮЗ, где двенадцать лет играла на сцене. Как счастье подъема на высокую гору вспоминает Любовь Васильевна роль Риты Устинович в спектакле «Как закалялась сталь».

Тяга вверх, к преодолению трудностей, проявилась и в хобби — Люба Слепова четырежды выполнила нормативы на значок «Турист СССР», взбиралась на горы Крыма, Кавказа, Карпат. Одновременно и очень рано проявился другой талант Любови Васильевны — педагогический. В 1970 году она создала детскую студию при ТЮЗе. Многие ее выпускники впоследствии стали профессиональными актерами: Александр Гольцов — актер Калужской драмы, Владимир Дубровский — актер театра и кино, Татьяна Короткова — актриса Малого академического театра, Александра Николаева — актриса Театра на Малой Бронной, педагог сценической речи в школе-студии МХТ, Эдуард Сепин — актер театра им. Моссовета, Ирина Богданова — актриса театра «Эрмитаж». То есть лицо театра не только города, но и страны получило отпечаток личности наставника этих актеров.

В 1975 году главный режиссер Калужской драмы Роман Соколов разглядел в недавней выпускнице филфака Калужского пединститута такой потенциал, что пригласил ее на должность заведующего литературной частью. И когда в Министерстве культуры РСФСР ей вручили значок и удостоверение, то отметили, что в Калуге появился «самый молодой завлит России»

Что это за работа? Завлит — «глаза» художественного руководителя театра, его «щупальца», направленные на «осязание» атмосферы в среде современных драматургов, анализа направления театральных течений. Завлиту зачастую приходится читать три пьесы в день, причем они очень разного уровня. Из этой «словесной руды» нужно выудить алмаз, из которого режиссер и весь творческий коллектив смогут огранить бриллиант.

Сложная профессия потребовала новой подготовки, и Любовь Васильевна окончила театроведческий факультет ГИТИСА (курс профессора Инны Вишневской). Привычка учиться и узнавать новое не оставила ее: потом были два года участия в семинаре, руководимом главным редактором журнала «Театральная жизнь» Юрием Зубковым. Позже — шесть лет работы в творческой лаборатории профессора РАТИ, ныне экс-министра культуры России Михаила Швыдкого. Эти встречи дали уникальную возможность познакомиться с театральным миром, с самыми яркими постановками Москвы, Ленинграда (позже — Санкт-Петербурга), Киева, Воронежа, Таллина, Ульяновска, Новосибирска, Омска и других городов.

Нельзя квалифицированно оценивать чужое творчество, не имея собственного творческого опыта. Любовь Васильевна написала пьесу «Волшебный цветок», которая ставилась не только на Калужской сцене (более семидесяти представлений), но и в Благовещенске, Мурманске, Арзамасе, Ленинграде, Вологде.

В музыкальном театре Оксаны Набойченко шла пьеса нашей героини «Царевна-несмеяна», коллектив Калужской драмы показал ее постановку «Змей-Горыныч и Кo». Любовь Васильевна — автор сценариев более 300 городских праздников, собственно, создание праздников — это и есть ее профессия.

Более тридцати лет работы в Калужской драме с двумя главными режиссерами — Романом Соколовым и Александром Плетневым, ныне — заведование литературной частью в Калужском ТЮЗе (главный режиссер — Михаил Визгов) — это уникальный опыт. И Любовь Васильевна делится им, курируя авторские курсы на режиссерском отделении Калужского колледжа культуры. Ее выпускники Игорь Кумицкий и Андрей Погорельцев успешны, один занимается режиссурой в Калуге, другой — в Москве.

Но, конечно, самое главное произведение и ученик Любови Васильевны — сын Даня. Вот какую цитату из Сент-Экзюпери прислал он в письме матери к дню рождения. «Зрелости достигаешь постепенно. Пока ее достигнешь, приходится преодолеть столько преград, излечиться от стольких недугов, столько превозмочь горя, стольких опасностей избегнуть, а иных и не заметив. Зрелость рождается из стольких желаний и надежд, из стольких сожалений.

Возраст — какой же это груз воспоминаний! Наперекор всем препонам, всем ухабам и рытвинам с грехом пополам движется вперед с этим грузом знаний».