«Все братья — сёстры!»

Инженер-электротехник, археолог, народный мастер, член Союза художников России Александр Бойко представил калужанам тени забытых предков. Инженер-электротехник, археолог, народный мастер, член Союза художников России Александр Бойко представил калужанам тени забытых предков.

Сразу на двух площадках — в Доме мастеров и Выставочном зале Союза художников — он показал свои реконструкции молельных объектов эпохи каменного века.

Чтобы понять ту культуру, нужно знать, какие пейзажи были видны из пещер наших пращуров.

Самым желанным объектом охоты 250 поколений назад на территории Европы был мамонт. И прекрасный ромбовидный меандровый естественный рисунок его бивней для всех народов стал символом жизни. Позже, когда этих мохнатых травоядных истребили, нашим недальновидным предкам пришлось перейти к земледелию.  Это и было «изгнание из рая» с проклятьем «в поте лица добывать хлеб свой». Но символы пищи остались прежними — ромбы, меандры. Вот узор — ромбики, кресты с точками — так наши бабушки украшали печенья. А ведь это символ засеянного по четырем сторонам света поля, на котором вырастет зерно! Этот знак зовется в позднейшей литературе «благовест»: «благодать и достаток на все четыре стороны света».

Десять-двенадцать тысяч лет назад земли, на которых позже развилась европейская цивилизация, были покрыты потоками от таявшего ледника, это и был Вселенский потоп. Экстремальное время дало новые образы — водяных змеев-ящеров, ловко плавающих, а может быть, и живущих где-то на дне, во мраке. По болотистым равнинам перемещались стада оленей, ставших новыми подателями жизни для людей-охотников.

Племена держали связь с трансцендентным миром через особых посланцев — шаманов. Чтобы их не спутали с самозванцами, они носили на шапках «шаманские бляшки». Парафраз этого археологического объекта представил Александр Бойков под названием «Окно предков. Молитва о детях. Музыкальный инструмент». На свистульке изображен человек в диковинном головном уборе (голова лося с рогами) в окружении двух полуженщин — полулосих, стоящий на ящере. Так символически показаны нижний, средний и верхний миры, путешествие к небесным подательницам жизни — оленихам-важенкам. Если голова ящера повернута вправо, то действие происходит днем, если животное двуглавое — затронута тема ночи.

Один из излюбленных персонажей творчества художника — медведь. В пору, когда на месте оледенения возросли леса, он стал в них самым могучим животным и хозяином. И человек, без ложной скромности, выбрал его своим предком. В качестве такового ему воздавали почести при охоте и погребении. Голову и лапы медведя хоронили вместе с людьми с соответствующими обрядами.

Александр Константинович с детства помнил, как его мать, уроженка Калужского края, учила своих четверых сыновей по весне печь обрядовые печенья — козюли. Это и были ящеры-змеи времен потопа, небесные змеи — подательницы дождя.

Нешуточный интерес инженера к символике народной культуры вылился в профессиональную и общественную деятельность. Александр Бойко работал старшим научным сотрудником Российского института природного наследия им Д.С. Лихачева. Он сделал археологические открытия в Боровском районе — городище, курган и три селища периода первого тысячелетия до н.э.

Автор выставки участвовал в раскопках поселений древних греков VII века до н.э., вместе с центнерами грунта он прочувствовал мысль о единстве культуры, бесплодности отъединения себя от семьи народов. О какой национальной исключительности может идти речь, если рисунок на нашем глиняном горшке и китайский иероглиф «тянь» — перекрещенный ромб — пятитысячелетней давности идентичны! И оба восходят к мамонтам и засеянному полю.

На открытии выставки Александр Константинович увлекательно рассказывал о символике объектов, космогонии неолита, древних календарях. Жаль, что эти поучительные тексты не представлены в экспликациях. Даже просто ссылки на научные работы и классику научно-популярной литературы в этой области помогли бы развеять недоумение случайного посетителя.

Живой единый корень общечеловеческой культуры — естественная основа толерантности, милосердия, любви к ближнему, даже если у него другой разрез глаз. Научимся читать эту книгу преданий вместе с Александром Бойко.