Зорко только сердце

В юности, как и все девчонки, Ира мечтала о большой и светлой любви, о крепкой семье, такой, в какой выросла сама. Ее родители, будучи уже далеко не молодыми, по-прежнему любят друг друга, относятся уважительно, с почтением. В юности, как и все девчонки, Ира мечтала о большой и светлой любви, о крепкой семье, такой, в какой выросла сама. Ее родители, будучи уже далеко не молодыми, по-прежнему любят друг друга, относятся уважительно, с почтением.

Насколько важна в жизни человека семья, Ира поняла давно, едва вылетела, как птенец, из родительского гнезда. Если семья есть — человек счастлив, у него есть опора в жизни, есть ради кого жить, за кого переживать, с кем делить радости и невзгоды.

Свою половинку Ирина не нашла. Не повезло. Но случилась в ее жизни встреча, изменившая все, хотя она убеждена, что случайно ничего не происходит.

В 1986 году она поступила в Калужский пединститут на факультет начальных классов. По распределению приехала в родную деревню, в Людиновский район, где начала педагогическую деятельность.

Она любила свою работу, любила детей, они платили ей тем же. Годы не шли, а уже летели. Менялась жизнь, менялась страна. Ирина Михайловна Малючкова распрощалась уже со своим четвертым выпуском ребят. Позади шестнадцать лет учительской работы, и судьба преподнесла вдруг такой «сюрприз», от которого трудно было отойти: школу закрыли. Ирина Михайловна со своими коллегами оказалась в ряду безработных. Это настолько выводило из равновесия, что порой она кожей ощущала свое бессилие. И только поддержка родителей помогла не впасть в отчаяние. С их помощью, моральной и материальной, она окончила Брянский педагогический университет им. Петровского, получила специальность психолога. Устроилась в Людинове социальным педагогом в реабилитационный центр для несовершеннолетних детей «Чайка».

Сколько детского горя, несчастий проходило перед ней ежедневно! Брошенные дети с искалеченными судьбами, израненными душами, словно затравленные зверьки, с трудом раскрывались перед специалистами. Почему матери отказываются от своих кровиночек, почему не занимаются их воспитанием, почему без войны детские дома переполнены социальными сиротами? Эти проблемы Ирина Михайловна не один раз обсуждала со своей мамой. Подспудно она искала поддержки с ее стороны, решив уже, что судьба сама дает ей шанс стать… матерью. Родительское благословение она, конечно же, получила и теперь зорко всматривалась в ребячьи лица, отыскивая среди них свое родное.

Тут как на зло тяжело заболел Ирин отец, затем мама. Она разрывалась между работой, больницами, домом, где нужно было готовить бульоны для родителей и затем кормить их с ложечки. Усталость, страх за родных сваливали ее с ног, ей казалось, что она не выдержит больше. И именно в этот момент к ним в «Чайку» привезли девочку, как две капли воды похожую на Иру в детстве. Ее сердце наполнилось радостью и тревогой. Вечером в полной тишине она думала о Маше и ловила себя на мысли, что именно эту тихую белокурую девочку с грустными глазами ей хочется назвать своей дочкой.

Ирина ложилась и просыпалась утром с ее образом и какими-то необъяснимыми, волнующими душу ощущениями. С трудом настраивалась на работу, а ноги сами несли ее туда, где рисовала, собирала пазлы, познавала новую жизнь Маша, ее Маша.

Между взрослой женщиной и маленькой, наглухо закрытой, словно в раковине, девочкой образовалась невидимая связующая нить. Они услышали друг друга. И, кажется, начали понимать. Любую возможность Ирина использовала, чтобы быть поближе к Маше. Та всегда бурно радовалась ее появлению и огорчалась при прощании.

А через несколько месяцев Машу вернули в родную семью. Ирина и радовалась за нее, и жутко переживала, ведь за время общения с девочкой она поняла — это ее ребенок, что бы она ни делала, Машино личико — всегда перед глазами: милое, доброе, с какой-то вынужденной улыбкой. Ирине было очень тяжело, она без конца думала: как ей живется дома, что она делает, как ее кормят, во что одевают, не заболела ли?

Через полгода девочка снова оказалась в реабилитационном центре: решался вопрос о лишении ее родителей прав на воспитание и определении дальнейшей судьбы ребенка. И снова в ответственный момент рядом с Ирой были мама и папа, поддержавшие ее решение. Маша своей неукротимой энергией вдохнула жизнь в бабушку и дедушку, у них будто второе дыхание открылось и желание радоваться окружающему миру. Он стал иным: более радужным, многообещающим.

Двадцать девятое июня 2009 года — знаменательная дата для Ирины, это день рождения ее семьи в новом составе. Вот уже четвертый год другой статус — она мама! Вместе с дочуркой растет, учится, развивается, творит, стараясь быть полноценной мамой, воспитывать в дочери лучшие качества, опираясь на семейные ценности. А это, прежде всего, память о предках, их жизни, о грустных и радостных событиях в семье — все, что делает людей близкими. Это и фотоальбомы, старые письма и вещи, это деревья, посаженные бабушками, и дом, построенный дедами.

Маша очень любит слушать рассказы дедушки с бабушкой об их детстве, о жизни, о том, как, несмотря на трудности, они честно жили и неустанно трудились.

Особое впечатление произвело на нее знакомство с местом рождения дедушки. Деревню Крынки, где прошло его детство, немцы сожгли во время войны дотла… Десятки вопросов Маша задавала дедушке: сколько в деревне было жителей, чем они занимались, куда ходили дети учиться, сколько их погибло, когда фашисты сжигали деревню? Ей было все интересно, и рассказ деда оставил глубокий след в ее душе, она никак не могла смириться с мыслью, «что вот здесь, где мы стоим, когда-то жили люди, бегали дети, была деревня, а теперь нет ничего…».

С дедушкой, бабушкой и мамой долго бродила Маша по безмолвным полянам. И сами они молчали, боясь нарушить тишину памяти. Эта поездка в Крынки еще более сблизила и объединила и без того близких людей. Маша долго вспоминала о ней, забыв про отдых в Турции.

А какое чудо — ставшие традиционными поездки с мамой к дедушке с бабушкой! Все праздники, выходные дни проводят они вместе в деревне. Здесь дедушка, позабыв про свои болезни, играет с Машей в жмурки и прятки, здесь они вместе вешают скворечники и жарят мясо на костре.

Мама с бабушкой обучают Машу женским премудростям: пекут шарлотку, пироги, готовят салаты. Экспериментировать на кухне нравится всей прекрасной половине семьи.

Бабушка передает внучке и опыт огородничества. Полоть грядки Маша не очень любит, а поливать, собирать ягоды — хлебом не корми!.. Приучил ее дедушка к лесу. Грибы, ягоды, полевые цветы, лекарственные растения — все, чем одаривает природа, не остается незамеченным. Дедушка каждый раз все сильней раззадоривает Машино любопытство. Она знает, какие растения занесены в Красную книгу, какими можно лечить спину, какие помогут при простуде, при заболевшем горле. Вот уже она сама с интересом листает книгу о растениях и делится с дедушкой почерпнутыми знаниями.

Она любит учиться. Ею довольны педагоги и в общеобразовательной школе, и в школе искусств, где она овладевает танцами. Дома она устраивает концерты: поет, танцует, срвая шквал аплодисментов и признания.

Окруженная искренней любовью, девочка по принципу бумеранга возвращает эту любовь маме и дедушке с бабушкой.