Душевное рукоделие

«Чего только нет на этой ярмарке!» — восклицал Николай Гоголь, озирая плоды трудов сорочинцев. Так же глаза разбегаются на выставке работ наших земляков в галерее «Образ».

«Чего только нет на этой ярмарке!» — восклицал Николай Гоголь, озирая плоды трудов сорочинцев. Так же глаза разбегаются на выставке работ наших земляков в галерее «Образ».  

В экспозиции нашлось место работам из большинства районов и городов области. Здесь представлены образцы живописи и графики, керамики, вышивки, лоскутного шитья, бисероплетения, валяния войлока, работы с кожей, берестой, корнепластика, гончарная посуда, традиционное ткачество, реконструкции крестьянского народного костюма, тряпичная кукла…

Устроителями (министерством культуры Калужской области, Калужским областным центром народного творчества, работниками галереи «Образ») проделана огромная работа не дня и месяца, а многих лет, чтобы выявить самых талантливых мастеров, отобрать безупречные по исполнению работы для выставки «Родное, близкое, своё…».

Такая выставка — лакмусовая бумажка, позволяющая проверить, увидеть школу вкуса масс. Кроме того, это мир, где живет традиция, модернизированная веяниями времени. Образцы этнического искусства несут огромный поток информации о мире, дают жизнь новым стилям и концепциям профессионального искусства. Например, «Авиньонские девушки» П. Пикассо появились после посещения мастером экспозиции африканских артефактов.

Очень важно, что на табличке, сопровождающей экспонат, указаны имя автора, год рождения, место жительства. Зал, отданный живописи и графике, пестрит пейзажами малой родины, мечтами о синих птицах удачи, портретами любимых людей и животных. Есть «парафразы» классики, например, вариант «Чаепития в Мытищах» К. Сомова, очень любопытно было сравнить — что прибавил автор, а что — убрал. Поэтическая работа А. Зорюкова из г.Кирова «Герань на моем окне» отражает весь микрокосм автора: родной человек бредет с собакой из магазина, лук дает «перо» к масленичным блинам, первые цветки герани радуются марту.

Дикая груша над оврагом замерла «В ожидании» грозы, Н. Котик увидел ее в капельном цвету. А церковка Л. Сайдумаровой уже умылась проливным дождем, будто «ветреная Геба» пролила не «громокипящий кубок», а целую лохань майского ливня. Зал, посвященный декоративно-прикладному искусству. Сколько же часов, дней кропотливого труда вложено в каждую работу!? Два панно в технике аппликации Т. Токаревой призывают радоваться Пасхе в сказочном мире среди райских деревьев. «Кружевные» шкатулки Е. Антия из неведомых семян и срезов стеблей или из макарон как будто золотые, но совершенно невесомые.

Классические по вкусу и исполнению лоскутные панно Э. Буцкой кружат то  снежинками, то яблоневыми лепестками. Р. Головачева открыла секрет, откуда берутся ее многочисленные куклы, выставив «Лоскутку с прибылью (дитем)».

И. Файзуллин сумел перенести традицию японских нэцке в Ульяновский район, его крохотные скульптуры «Бабушка рядышком с дедушкой» ироничны и жизнеутверждающи. Е. Федорова сотворила выводок из десяти матрешек, на которых расписан каждый квадратный сантиметр. Г. Кочубей сумел увидеть духов леса в корнях, да так удачно, что его скульптуры кажутся находками археологов.

Какие сюжеты подходят для валяния из шерсти? Нет, не пейзаж с овцами! О. Кузнецова сваляла «Вид Дельфта» Вермеера!

Тканая сумка Е. Бородиной украсит туалет самой заправской модницы. Пара лебедей из шелковых лент у кого-то может вызвать подозрение в киче. Но это и есть проявление наивного, примитивного искусства. Таковы же «Лебеди с домиком» Л. Катиной, бисерные кущи цветов и деревьев Н. Семинов.

«Дерево жизни, дерево дружбы» Т. Полубинской — квинтэссенция хлудневского промысла. То дерево — и башня, и дом птиц, и тело матери, и крепость, и скатерть-самобранка.

Нет, эта выставка — не для тех, кто вышивает по готовой канве. В каждую работу вложена бездна фантазии, любви, терпения. Невольно замечтаешься — вот бы каждому такому человеку — любимую работу, да чтобы она приносила не только моральное удовлетворение. Превратилась бы страна в райский сад, устланный коврами, гуляли бы по ним вежливые, счастливые люди — его хозяева. А сейчас — даже надеть в город дивные украшения и наряды мастериц мало кто решится, слишком они контрастируют с реалиями дня. Тем ценнее выставка, показавшая потенциал жителей, и особенно жительниц, нашей губернии.

Может быть, и вы извлечете из запасников швейную машинку, вязальные спицы, мулине и используете удлинившийся световой день для выражения своих чувств в рукоделии.