Поэтическая кисть Пластова

Даже если вы, уважаемый читатель, не большой знаток живописи, то с детства впитали стиль, представленный областным художественным музеем на «Выставке одной картины».

Даже если вы, уважаемый читатель, не большой знаток живописи, то с детства впитали стиль, представленный областным художественным музеем на «Выставке одной картины».

Аркадий Пластов написал портрет своего односельчанина «Коля со школьной сумкой». Двойной портрет его юных землячек «Весна» вы рассматривали на цветной вкладке в школьном учебнике «Родная речь». Когда «секса в стране не было», детям предложили, казалось бы, рискованный сюжет: обнаженная девушка, выйдя под последний снег из бани, кутает в шали маленькую сестренку. Чудесным образом эта картина родственна той, что можно увидеть до конца марта в художественном музее.

Персонажи плотно вписаны в ткань времени, но свиток ее разворачивается перед их внутренним взором: девочка одевает сестру, как своего будущего ребенка; подросток, собирающий портфель в школу, уже словно видит «высоту» МГУ на Воробьевых горах. У юноши пробились усы, руки развиты полевой работой, линия носа и подбородка выдают твердость характера. На дворе 1970 год, и путь Коли ясен.

Как художник добывает жемчужное зерно истинной красоты в обыденности? Картины Пластова, как пружины — спрессованное, напряженное мгновение готово распрямиться в будущее.

Родившись в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, Аркадий окончил сначала Строгановское центральное художественно-промышленное училище, затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у А. Архипова, А. Пастернака, А. Степанова, А. Васнецова, слушал лекции отца Павла (Флоренского). На глазах юноши перевернулся мир, «кто был ничем, тот стал всем», но это не помешало его творчеству. Требования реализма не отрубили крылья его музе, а прибавили ей почетности. Аркадий Александрович — член Союза художников СССР с 1937 года, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1962), лауреат Государственной и Ленинской премий.

Успешный восьмидесятилетний творческий путь сквозь войны, «чистки», смены режимов художник прошел во многом благодаря жизни на малой родине. Он, как Антей, приник к родной земле, и она его сохранила.

Став «художником-деревенщиком», «почвенником», он писал тех людей, что кормят страну. Святой труд, жизнь колхозной общиной, оптимизм времени, обоснованная реальностью вера в то, что завтра жизнь будет лучше, чем сегодня, — все это наполняет его композиционные портреты, пейзажи, натюрморты.

Портрет «Коля со школьной сумкой» написан мастером в последний период его творчества, в 1970 году. Произведение передали областному художественному музею из РОСИЗО по приказу Министерства культуры России в 2000 году. Зрители впервые за тридцать лет могут с ним ознакомиться в стационарной экспозиции, приуроченной к 120-летию со дня рождения художника.

Впереди — новые открытия проекта «Художественный хронограф — 2012». В его рамках будут представлены работы ведущих мастеров отечественного искусства из музейного собрания. А оно ох как велико! Расширить бы площадь музея хотя бы в три раза за счет калужских памятников архитектуры — глядишь, и они бы горели пореже, и картины встретились бы со зрителем.