«Вышка»: перемены только в помощь

Что ждет систему высшего образования в регионе? Этот вопрос стал предметом обсуждения «круглого стола», состоявшегося в первый день весны в Региональном исполнительном комитете партии «Единая Россия» на площадке регионального Государственно-патриотического клуба. Что ждет систему высшего образования в регионе? Этот вопрос стал предметом обсуждения «круглого стола», состоявшегося в первый день весны в Региональном исполнительном комитете партии «Единая Россия» на площадке регионального Государственно-патриотического клуба.

В обсуждении приняли участие люди, знакомые с проблемами образовательной отрасли не по-наслышке. Так, в роли председателя выступил координатор Регионального государственно-патриотического клуба Виталий Бессонов, а в обсуждении приняли участие замминистра образования и науки области Владимир Доможир, руководители вузов области, представители студенческих советов,  эксперты.

Заседание началось с обсуждений проблемы неэффективности некоторых вузов страны, в список которых попал Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Позже этот факт был опровергнут, так как при составлении списка учитывались показатели 2011 года, когда в прошлом году в вузе произошли изменения, позволившие ему встать на новую ступень развития. Отмечалось также, что ведущие вузы области в настоящее время вполне конкурентоспособны.

Доцент Калужского филиала РГГУ Олег Калугин свое выступление посвятил проблеме необходимости совершенствования нормативной базы, которая не позволит, как грибам после дождя, расти числу вузов-однодневок, не способных и не желающих обеспечить качественное образование будущим кадрам.

Директор РАНХиГС Павел Самылов говорил о потребности в дальнейшем росте качества школьного образования, которое является базой для поступления в вуз. Кроме того, по его словам, базовое образование должно быть более широким, для того чтобы будущим абитуриентам дать больше возможностей для выбора направления обучения.

Весь перечень проблем, начиная с омоложения  педагогических кадров и роста заработной платы преподавателям высшей школы, не был забыт. Обсуждались проблемы мотивации школьников и студентов, наращивания материально-технической базы вузов, а также проблема практических исследований и повышения квалификации преподавателей.

Без внимания участников не осталась и новая, так называемая Болонская, система высшего профессионального образования, на которую уже перешли практически все вузы страны. Пока подобная система не совсем понятна для граждан России, где получение высшего образования по большинству направлений всегда состояло из одной ступени — специальности. Сейчас же обучение в вузе состоит из нескольких ступеней. Обучающийся сам решает, сколько ступеней обучения для него необходимо пройти.

В обсуждении также прозвучали вопросы качества заочного обучения, а также плюсы и минусы новой блочно-модульной системы, которая появилась в связи с переходом на новую систему высшего образования. Она включает в себя задания и контрольные работы для студентов, которые он должен сдать в течение семестра, чтобы получить достаточное количество баллов для допуска к экзамену или зачету по предмету.

Сам формат «круглого стола» предполагает рав-ное участие всех собравшихся в обсуждении. Поэтому свое мнение о сегодняшних проблемах «вышки» высказали и студенты. По их словам, они уже начали привыкать к нововведениям в высшем образовании и  успели приспособиться к новой ступенчатой системе. И вообще, на взгляд калужского студенчества, ее использование позволяет лучше регулировать учебный процесс и успеваемость. В целом тому, кто хочет учиться, перемены не помеха, а подмога. Кроме того, сегодняшних студентов волнует вопрос продолжения научной деятельности в стенах родного вуза.

В завершение беседы Виталий Бессонов отметил: «Сейчас мы видим, что в высшем образовании имеются нерешённые задачи. Сейчас прикладывается много усилий, направленных на выход из них, однако о полном решении всех вопросов пока говорить рано. Это новый этап в развитии образования, и он необходим для того, чтобы страна развивалась и готовила новые, квалифицированные кадры».