«Тартюф» для самых маленьких

Калужский ТЮЗ представил вторую премьеру 48-го сезона. «Коза-дереза» — история о бессовестной рогатой личности, которая стремится жить за счет других людей, претендует на исключительное внимание, сеет вражду между близкими людьми.

Калужский ТЮЗ представил вторую премьеру 48-го сезона. «Коза-дереза» — история о бессовестной рогатой личности, которая стремится жить за счет других людей, претендует на исключительное внимание, сеет вражду между близкими людьми.

Автор пьесы, Михаил Супонин, осовременил фольклорный сюжет, выявил психологические линии. И в постановке главного режиссера театра Михаила Визгова притча вышла до боли актуальной.

Каждый из нас неоднократно встречал в жизни обманщиков- манипуляторов, обещающих золотые горы и вымогающих у нас труд и время. Такова главная героиня — Коза.

В зале первоклассники и совсем карапузы восприняли историю очень серьезно. Они в глаза уличали Козу: «Врушка!» — и рассказывали горемычным персонажам о ее каверзах. А в конце представления, когда артисты выходили на поклоны, Козе отказались аплодировать! Все-таки у человека есть врожденное нравственное чувство. Вот только куда оно девается с возрастом?

Валерия  Визгова, директор театра, предварила спектакль прелюдией. Зал так бурно праздновал приход в храм искусства, что один малыш испугался и заплакал. «Как осторожно нужно относиться к тем, кто меньше нас! Давайте радоваться более нежно!»

И покатилась сказка. Коза (Анна Костина) выделывала балетные па, Дед (Алексей Алешко), Бабка (Татьяна Гусева), Внучка (Алина Шелест) с ног сбивались, чтобы угодить мелкому рогатому скоту. Медведь (Алексей Баньков) и Пес Шарик (Иван Денисов) попытались дать нахалке укорот, да сами виноваты оказались.

Развивалось действо в радужной ауре, созданной художником Татьяной Головановой. Изысканность без претенциозности, теплота без духоты. Праздник красок из лоскутков. Какой горох вырос в том сказочном огороде! А костюмы — хоть на показ Недели высокой моды. Техника печвок доведена до совершенства руками самой художницы и коллег Светланы Муратовой, Марины Соколовой, Николая Бурова и Бориса Козлова.

Расспросить о подоплеке увиденного мы решили супругов Визговых.

— Так что происходит при взрослении, куда исчезает чувство правды?

— Мы  его выжигаем. Но прекрасно, что есть место и время, когда оно  живо. Человек, который играет на скрипке, не должен задумываться о том, куда исчезает музыка. Дети воспринимают спектакль не как игрушку, а как жизнь. Когда актеры проходят между рядами, зрители удивляются: «Ой, они настоящие!»

— Кто такая Коза-дереза?

— Это — адрес ко всем нам, к нашей великой любви к себе. Коза-приспособленец, психолог, манипулятор. Она прилагает массу усилий и таланта, чтобы ничего не делать.

— Она — как Тартюф Мольера?

— Да. И она имеет обаяние, таланты — пластично двигается, хорошо говорит. По поводу таких людей хочется вспомнить концовку «Пластилиновой вороны»: «Не стой под стрелой!». Спектакль саморазвивается из-за того, что персонажи интересны актерам, они ищут и находят новые оттенки.

Говорят, самое действенное воспитание — пример. А самый действенный пример — отрицательный. Хитрость Козы вызывает возмущение, но и наивность ее хозяев — малопочтенна. Детьми мы это знали, а теперь?