Гончарова и Пушкин: вечно вместе

Российская премьера — первый показ книжной графики Натальи Гончаровой к «Сказке о царе Салтане» состоялся в Калужском художественном музее.

Российская премьера — первый показ книжной графики Натальи Гончаровой к «Сказке о царе Салтане» состоялся в Калужском художественном музее.

Наталья Гончарова — один из ярчайших представителей русского авангарда. Он дороже золота ценим на планете, но до сих пор не протоптал дорожку к сердцу широкого зрителя. Поныне многие недоумевают: а не морочит ли нас Малевич своим «Черным квадратом»? Между тем на весах культуры русский авангард весит столько же, сколько русская литература. Поэтому вдвойне и втройне показательно, что авангардистка иллюстрировала шедевр Александра Пушкина. К тому же своего родственника: автор графики — внучатая племянница жены солнца русской поэзии.  

Линия творчества Натальи Гончаровой шла резкими зигзагами: от импрессионизма к постимпрессионизму, от кубизма к футуризму и лучизму. Две, казалось бы, взаимоисключающие тенденции выразились в этом развитии: поиск искусства будущего и тяга к корням. Вместе со своим спутником жизни Михаилом Ларионовым в созданном ими в 1910 году объединении «Бубновый валет» она отбрасывает академическую имитацию натуры ради экспрессивности. Модернизм находит новый эталон в лубке, иконах, переняв обратную перспективу, канонические позы, лаконизм цвета.

Яркое явление лучизма — представленные на выставке иллюстрации Гончаровой к книге стихов Тихона Чурикова. В 1912 году художница напечатала 300 экземпляров из шести иллюстраций, стихи были изданы в 1915 году тиражом 280, в них были вклеены литографии. Осталось 20 комплектов, и малую часть их пощадило время. Так что экспозиция абсолютно раритетна.

Яркость дарования пары художников произвела такое впечатление на гениального организатора «Русских сезонов» Сергея Дягилева, что он пригласил их работать над декорациями и костюмами к балетным спектаклям.

Приглашение было кстати, ведь российские власти арестовывали картины Гончаровой, запрещая их выставлять ввиду «кощунственности».

Пара так и осталась во Франции, поженившись лишь в 1955 году.

В 1921 году художница создала образчик редкого жанра — книгу художника. Это наследие средневековья, когда все книги были рукописными и украшались изысканными миниатюрами. Парижское издание «Сказки о царе Салтане» выполнено как библиофильское. Это шесть тетрадей, вложенных в орнаментированную папку с пурпурными завязками.

Царевна-лебедь обнаруживает сходство с Натальей Гончаровой. Так две длиннобровые Гончаровы встретились в сказке гения.  Сегодня Наталья Гончарова — самый «дорогой» в мире художник-женщина. Например, коллекционеру Ирине Стежке папка ее графики обошлась в 30 тысяч евро.

Второе имя выставки не так сенсационно. Наталья Парэн — иллюстратор детских книг, с конца 1920-х годов жила во Франции. Цветные литографии художницы праздничны, их лаконизм остросовременен.

В будущем же году Ирина Стежка предложит калужанам знакомство с работами Василия Кандинского из своих закромов. Авангард — в массы!