Кукольный дом

Калужскому театру кукол исполнилось двадцать лет. Он уже вдвое, вчетверо старше своих зрителей.

Калужскому театру кукол исполнилось двадцать лет. Он уже вдвое, вчетверо старше своих зрителей.

Стоит там настоящий волшебный сундук. В нем, совсем как живые, спят куклы. Прозрачные глаза, выразительные лица или пушистая шерстка — всех их хочется потрогать, приласкать. В каждом взрослом скрыт ребенок, имя которому — душа.

На самом деле кукольные представления зародились задолго до того, как наши предки впервые поставили камень на камень. Древние народы верили, что все сущее — обиталище духов. Чтобы молиться им, люди делали их изображения. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках или на спинах слонов. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались мистерии о богах, джиннах, ангелах и чертях, Адаме и Еве.

Искусство тем дороже, ценнее, чем выше степень обобщения, в нем явленная. По этой шкале любой театр кукол даст фору МХАТу. Куклы помогают в метафорической, иносказательной форме раскрывать самые сложные жизненные коллизии.

К открытию Калужского театра кукол была приурочена выставка, созданная мастерами театра Сергея Образцова. Сейчас Калужский муниципальный кукольный театр востребован, что подтверждается уже его расположением в здании кинотеатра «Центральный». Это сооружение — памятник эпохи конструктивизма — возводилось с 1930-го по 1935 год по проекту архитектора М.В. Черкасова. Так сложилась судьба Калуги, что строения этого стиля можно пересчитать по пальцам одной руки.

Малыши именно здесь становятся или нет театралами на всю жизнь. Кто строит для них сказочные миры в театре кукол? Художественный руководитель Валентина Дружинина, постановщик многих любимых малышами сказок: «Котенок по имени Гав», «Огниво», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Рисует и раскрашивает сказочные дали в радужные цвета художник-постановщик Ирина Барышникова. А уж выстрогать, вылепить терема, леса и горы сумеют художник-декоратор Татьяна Щепилова и техник Виктор Пацин.

Свет в театре, особенно кукольном, создает объемы, атмосферу, моделирует формы. Это забота художника по свету Евгения Дмитриева. Ветер, шелест листьев, звон ручья, музыка, характеризующая персонажей, — задачи для композиторов Евгении Хозиковой и Давида Матюхина.

Сорокаминутное представление для малышей — серьезная, длительная, кропотливая работа десятков взрослых. Мы расспросили Валентину Дружинину о жизни, нуждах и радостях кукольной страны.

— Как вы решились связать свою жизнь с куклами?

— Это давняя история. В первый раз к кукольному театру я прикоснулась, учась в школе, на занятиях кружка во Дворце пионеров. Много позже я руководила народным театром кукол на базе городского Дома культуры. В 1992 году при областном драматическом театре был создан муниципальный профессиональный театр кукол. Нашей первой сценической площадкой был малый зал драмы, а на четвертом этаже размещался весь театр. Инициировала это превращение Валентина Алексеевна Михайлина, директор облдрамы. В 1995 году нам были выделены площади в кинотеатре «Центральный».

— Не тесно?

— Когда нас вселяли, то планировались реконструкция, пристройка. Но даже ремонт до сих пор не сделан, поэтому мы показываем спектакли в крошечном зале на 50 мест. Площадей недостаточно, потому что театр предполагает наличие цехов — бутафорского, столярного, декоративного. Сейчас нет даже отопления, перед спектаклем мы нагреваем зрительный зал кондиционерами. Зал так мал, что не насыщает потребность калужан — все билеты выкладываются в кассу 15-го числа каждого месяца и раскупаются молниеносно. Мы даем более трехсот спектаклей в год: в будние дни — для детских садов, школ, по субботам и воскресеньям — для родителей с детьми. На той же сцене проходят и репетиции. Часто мы выезжаем с показами в детские учреждения.

Маленькая сцена, отсутствие машинерии не дают возможности делать спектакли для взрослых, а ведь в мировом театральном искусстве это целый пласт культуры.

Мы не имеем возможности делать антракты, устраивать новогодние утренники, так как у нас нет фойе. Хотелось бы сделать выставку созданных в театре кукол. Вместе с тем важно то, что до театра удобно доехать из любой точки города без пересадок, что важно для таких маленьких зрителей.

— Наверное, у вас нет проблемы смены репертуара, ведь каждый год подрастают новые зрители?

— Да, по настоятельным просьбам мы долгие годы сохраняем такие постановки, как «Кошкин дом», «Три поросенка» и другие. Но репертуар растет, а куклы и декорации просто негде хранить.

Наша последняя премьера — «Волк и семеро козлят». Мы стараемся, чтобы спектакли можно было вывезти без потери качества. Например, постановка «Снежный цветок» сделана на основе приема, который называется «черный кабинет». На фоне черного бархата непонятно откуда возникают персонажи, и для ребенка это удивление и настоящая сказка.

— Вот стоит абрикосовое деревце с аппетитными плодами. Их так и хочется потрогать, сорвать. Кто их создал?

— В нашем бутафорском цехе работают настоящие мастерицы Наталья Анкудинова, Надежда Паршевская, Людмила Найдена и Алла Шарова. Это очень сложная профессия, они работают с папье-маше, поролоном, как скульпторы. Приглашенные режиссеры и художники отмечают высокий уровень создания кукол. Одевает их художник-модельер Ольга Кайсарова.

— Кто оживляет этих персонажей?

— В театре девять артистов. Они универсалы, работают и за ширмой, и в живом плане, как драматические актеры. Артисты получили образование на специализированных отделениях Ярославского училища, Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Елена Андреева, Дмитрий Кайев, Анастасия Клевцова, Ирина Кондратюк, Игорь Красовский, Светлана Рябова, Любовь Сафронова, Эльвира Смолькина, Татьяна Сухорукова играют не только людей, животных, растения, но и совсем уж неодушевленные предметы, например, русскую печь. Каждый новый спектакль для них — учеба, освоение новых техник.

Мы часто приглашаем лучших режиссеров-кукольников со всей страны. Заслуженный артист России Виктор Голованов из Воронежа поставил спектакль «Гусенок Дорофей», заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотой софит» Николай Боровков из Санкт-Петербурга воплотил «Дюймовочку», «Северную сказку», «Терешечку», его земляк, лауреат премии «Золотая маска» Петр Васильев «построил» «Кошкин дом».

Мы приглашали мастеров из Тулы, Саратова, Пензы. Как правило, режиссеры привозят с собой художников, и у каждого из них своя стилистика. Так, нам удалось поработать с Александром Ечеиным (Воронеж), Ольгой Чистик (Саратов), Аленой Гончаровой (Санкт-Петербург), Людмилой Липовской (Москва).

Такое вот, оказывается, многотрудное дело — игра в куклы. Но все проблемы уходят из сознания, когда Дюймовочка открывает глазки в цветке, поросята строят дом, модница-кошка поет романс с петухом, папа Карло выстругивает Буратино. Они — живые! Незаменимые витамины для роста детских душ.