«Нумикон»: британская считалочка

Еще сорок лет назад у детей с синдромом Дауна не было даже права на получение образования. Да и 30 лет назад тем, кто начал заниматься этой проблемой, говорили, что они зря теряют время. Еще сорок лет назад у детей с синдромом Дауна не было даже права на получение образования. Да и 30 лет назад тем, кто начал заниматься этой проблемой, говорили, что они зря теряют время.

Теперь же ученые убеждены: занимаясь по правильно выстроенным программам обучения, такие дети могут достичь очень многого. Главная задача — включить детей с синдромом Дауна в образовательную среду.

В Калуге состоялся интереснейший международный обучающий семинар «Научим каждого ребенка считать: знакомство с мультисенсорной программой «Нумикон» по обучению счету детей дошкольного и младшего школьного возраста». Организаторы его — министерство по делам семьи, демографической и социальной политике области, благотворительный фонд «Даунсайд Ап» и факультет математики The Middlesex University г. Лондона.

Цель семинара, который проходил в интерактивной форме в формате телемоста «Лондон — Калуга», — познакомить специалистов коррекционных дошкольных и школьных учреждений, реабилитационных центров, представителей вузов с практическим применением «Нумикона».

Прежде чем состоялось прямое подключение с Лондоном, педагоги посмотрели фильм об опыте использования программы в Великобритании. С помощью российской команды тренеров «Нумикон», благотворительного фонда «Даунсайд Ап» смогли более подробно выяснить, что же такое «Нумикон»?

Это программа и набор специального наглядно-практического материала, разработанного в Англии для изучения математики. Эти пособия — пластмассовые формы-шаблоны разного цвета, штырьки, их можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов и др. — позволяют при знакомстве с числом опираться на зрительное и осязательное восприятие.

В Великобритании «Нумикон» является частью стандартной программы обучения математике общеобразовательной школы и используется в 5000 школ по всей стране. Там проводились исследования на разных группах детей: с трудностями в освоении математики, с нарушением интеллекта, детях эмигрантов, недостаточно хорошо владеющих языком, на котором ведется преподавание. Эффективность использования программы «Нумикон» по обучению детей с синдромом Дауна математическим навыкам была доказана в ходе исследований, проводившихся на базе Портсмутского университета и ряде школ г. Портсмута в начале 2000-х годов.

Адаптация к российской практике мультисенсорной методики «Нумикон» ведется фондом «Даунсайд Ап» с 2009 г. в рамках проекта «Совершенствование подготовки детей с синдромом Дауна к школе в условиях специального и инклюзивного образования».

Теперь перспективная и адаптированная инновация пришла и на Калужскую землю. Специалистам была предоставлена уникальная возможность получать знания непосредственно от Хелены Фармери, являющейся одним из координаторов программы «Научим каждого ребенка считать».

— Давайте с вами поиграем, — предложила Хелен Фармери своим слушателям и зрителям, осваивающим под ее руководством счет с применением «Нумикона». Комплекты его лежали на столах перед каждым участником семинара.

В процессе игры взрослые (точно так же, как дети) манипулировали, играли с деталями «Нумикона», разглядывали их, крутили в руках, надевали на пальцы, выкладывали из них картинки. В «волшебном мешочке» на ощупь находили заданный предмет или форму. Все это нужно для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками детали «Нумикона», сравнивали их и таким образом запоминали зрительно и осязательно. Они узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек.

Детали «Нумикона» можно описывать такими словами, как «красная», «зеленая», «большая», «маленькая». Можно называть их словами «три», «пять», «семь» и т.д. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять», «семь» пока являются только именами желтой, красной и синей форм соответственно.

Пройдет несколько этапов, прежде чем дети, используя «Нумикон», получат представление о составе числа, научатся сравнивать числа и производить несложные математические действия.

До позднего вечера участники семинара играли, детально обсуждали вопрос, как включать «Нумикон» в традиционную программу формирования математических представлений, как встраивать возможности «Нумикона» в разные части занятия и т.д. Вопросов было много. Ни один не остался без обстоятельного ответа. Обсуждались также формы работы с родителями, какие при этом возникают сложности.

Участники семинара стали обладателями международного сертификата, дающего право использовать программу в практической работе.