Калуга без границ

«Да, скифы мы,да, азиаты мы», как считал Александр Блок, или европейцы? А может, просто русские? Хороший повод задуматься о самоидентификации дали калужанам «Дни Европы». С 12 по 14 октября наш город принимал у себя многочисленных гостей из Евросоюза — и тех, кто работает в нашем регионе на дочерних предприятиях своих метрополий, и специальных эмиссаров культуры.

«Да, скифы мы,да, азиаты мы», как считал Александр Блок, или европейцы? А может, просто русские? Хороший повод задуматься о самоидентификации дали калужанам «Дни Европы». С 12 по 14 октября наш город принимал у себя многочисленных гостей из Евросоюза — и тех, кто работает в нашем регионе на дочерних предприятиях своих метрополий, и специальных эмиссаров культуры.

Организовали фестиваль правительство Калужской области, представительства Евросоюза, посольств и культурных центров стран ЕС.

Теперь уже можно утверждать, что наше «похищение Европы» удалось. Как в античной Греции глава олимпийских богов Зевс, прикинувшись быком, умыкнул смертную красотку Европу, так и наши учреждения культуры смогли представить калужанам сверкающий образ обжитой красоты.

Областная картинная галерея «Образ» встретила любителей искусства звуками акустического органа. Волны гармоний И.С. Баха в исполнении Виктории Тантлевской омыли сразу три новые выставки.

Первая подготовлена на базе материалов, собранных Художественной академией Эстонии во время этнографических экспедиций по местам расселения финно-угорских народов, проводившихся в течение 30 лет. Рядом с масштабно исполненными портретами финнов, ненцев, манси, вепсов, венгров представлена карта проживания этих этносов, и на ней Евразия никак не хочет делиться на Европу и Азию по Уральскому хребту и реке того же имени. Для странствий этих людей нет границ, и они — единокровная семья, хоть и разделенная тысячами километров.

Майя Бишоп, атташе по культуре Латвии, привезла и вторую фотовыставку — «Один день в Риге». В былые времена провести именно так выходные было простым делом для жителей Ленинграда, Пскова… Утонуть в звуках домского органа, посидеть в уютных кафе с цветными фонариками, запастись янтарем и «Рижским бальзамом» — такая экскурсия не требовала сверхдоходов и виз.

На ярких фотографиях ныне далекой Литвы то, чем она гордится: рыбаки, хуторская лошадка, радуга над покосом, отражение Ратушной площади в зябкой реке. И как символ всего празднества — крохотный островок с несколькими домами и маяком. Споря с Мишелем Уэльбеком, автор снимка говорит нам: «Нет, не каждый человек — остров, а все мы, вся Европа — один островок, наследие греко-римской цивилизации». Между прочим, людей европеоидной расы на планете всего 8%. Так что нам делить?

Третья выставка, живописная, была расположена на поперечной стене зала, что охарактеризовало и ее полемический запал. Экспозиция Мюриель Руссо-Овчинникоф названа «14 июля». Художница рассказывала, что «дефиле» (по нашему — военный парад) по центру Парижа — величественное зрелище. Чему оно посвящено? Вспомним школьный учебник: 14 июля 1789 года после попытки королевского двора перейти в контрнаступление народ, требовавший понижения цен на продовольствие, вышел на улицы Парижа, взял штурмом крепость — тюрьму Бастилию и разрушил ее до основания. Мюриэль — парижанка в 13-м поколении, и среди ее предков — диссидент-писатель — энциклопедист Ж.Ж. Руссо!

Череда бело-сине-красных изображений французских воинов в парадных одеяниях, браво марширующих сквозь века, — актуален ли этот образ, когда толерантность провозглашена высшей добродетелью?

Нам удалось расспросить французскую гостью о противоречии между восхищением блеском парада в честь революции и воспоминаниями о ее жестокости. «Это было давно, и мы не можем судить тех людей. Без 14 июля Париж не был бы Парижем. Я не могу отделить Париж от революции. Парад — это традиция, это память об истории, мы не можем и не должны каяться за своих предков. Они создали Францию такой, какая она есть сейчас».

И в память о революционных событиях расцветают праздничными толпами не только Елисейские поля. Миллионы граждан выходят на гулянья и танцы на площади городов и деревень по всей стране. Отец Мюриэль — офицер запаса, и его военные воспоминания стали частью мировоззрения художницы. Экспрессия ее живописи — выражение мощи и единства страны, особенно ярко проявляющихся в день ежегодной памяти свержения тирании.

Министр культуры Калужской области Александр Типаков добавил праздничности к атмосфере солнечного дня, объявив, что галерея «Образ» скоро станет центром современного искусства и литературы. Модерн архитектуры, орган, высокий интеллектуальный градус экспозиций — все готово приветить в этих стенах вдумчивого, эрудированного зрителя, ценителя искусства и Европы, и Азии.