Золото романтики Гофмана

В выставочном зале областного краеведческого музея поселились сказки Гофмана. Стоит вам ступить за его кованые ворота мимо знаменитых фонарей на фигурно мощеный двор — и вы в волшебной стране.

В выставочном зале областного краеведческого музея поселились сказки Гофмана. Стоит вам ступить за его кованые ворота мимо знаменитых фонарей на фигурно мощеный двор — и вы в волшебной стране.

Придите сюда не раз, благо выставка продлится до конца лета. Организатор выставки — Музей анимационного кино. Его директор — калужанка Мария Урусова. Экспозиция заявлена как персональная выставка мастера российской анимации Станислава Соколова. Мы выросли на его мультиках, весьма жутковатых, «Сказка о Ерше Ершовиче», «Бездомные домовые», «Подземный бал». Там тролли и русалки были живее всех живых. Но настоящей судьбой художника стало знакомство с замыслом Михаила Шемякина о Гофмане.

Между прочим, Гофман — наш соотечественник. Ведь теперь по карте Кенигсберг, «город королей», областной центр России. Там родился и провел юность создатель «Золотого горшка».

Гений романтики 19-го века был и музыкантом, композитором по Божьему промыслу, советником прусского апелляционного суда и поэтом по сути. «Маленький юркий человечек с вечно подергивающимся лицом» развлекал и завораживал «движениями забавными и в то же время жутковатыми». Так и герои уже снятой 30-минутной ленты «Вероника». Если принц Чарльз Уэльский будет верен своему слову субсидировать проект, последуют серии «Олимпия» и «Серпентина».

К сожалению, развал «Союзмультфильма» в 90-е подвиг Станислава Соколова к отъезду в Великобританию. Там он воспринял сердцем образный мир политэмигранта 80-х Михаила Шемякина, который с отроческих лет лелеял замысел «Гофманиады». Нам посчастливилось держать в руках офорты с безжалостной графикой мастера. Даже Гоголь и Салтыков-Щедрин не так злы и метки в описании мелкого буржуа, лавочника, банкира, филистера. Кто, как не композитор, с младенчества поклонник Моцарта, может сказать о светском круге: «Здесь наряду с мороженым подается немного музыки». Ныне в России образование и культура — сфера обслуживания. Вы не знали?

Кстати, в мультфильме музыку представил Шандор Каллаш, а не сам маэстро Гофман, чья опера «Ундина» триумфально прошла в Берлине при жизни автора. Гений музыканта, живописца, писателя Гофмана переведен в образный ряд десятилетиями творческих поисков Михаила Шемякина. Мрачные, саркастичные образы дали начало даже балету «Щелкунчик» в Мариинском театре.

Труд художника как переводчика гения слова в зримые образы стал основой для создания мультфильма «Гофманиада». В основу сценария легли не только сказки, но и письма, дневники мастера. Каждый вздох, каждую слезу Гофмана подхватил Михаил Шемякин, воплощая его образы на бумаге. Так же яростно и ответственно работал Станислав Соколов, лепя не куклы, а собственных детей. «Анимация» — от латинского «анима» — душа. Кропотливый и вдохновенный труд создал людей из персти земной и вдохнул в них жизнь.

Посмотрите на интерьер таверны сказок Гофмана. Неужели эта вилка в семь миллиметров длиной сделана рукой человека? А листья салата из зеленого шелка на крохотной тарелке синего фаянса? Это не рукоделие, а «душеделие». Персонажи — живее и выразительнее большинства реальных людей, потому что в их глазах светится гений Гофмана и Шемякина. Эти куклы — родные внуки Гофмана.

Зачем столько уникального ручного труда приложено в наш век, когда в кнопки потыкал, мышкой поводил — и лицо на экране превращается в цветок? Возможности неисчерпаемы. Вот только фантазия и мировоззрение мелки и унылы, как осенняя лужа. Не 3D формат делает героя живым, а сердце автора.

Слава Богу, такие люди еще есть на земле. Посетите святыню культуры — выставку, посвященную «Гофманиаде» Шемякина-Соколова в краеведческом музее. Окунитесь в детство для обретения новых сил.