«Хоакин»: хореография свободы

Помните рок-оперу Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»? Спектакль, полыхнувший в драмтеатре 18 июня, был связан с ней только литературной первоосновой, созданной чилийским поэтом Пабло Нерудой.

Помните рок-оперу Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»? Спектакль, полыхнувший в драмтеатре 18 июня, был связан с ней только литературной первоосновой, созданной чилийским поэтом Пабло Нерудой.

Остросоциальная история — реконструкция спектакля 1976 года Гедрюса Мацкявичюса, поставленного им в Московском театре пластической драмы. «Слова, слова, слова!» — повторял разочарованно Гамлет. Студенты-дипломники актерского факультета Славянского университета разговаривают плечами, голенями, даже их волосы кричат. Этому научила актеров педагог-балетмейстер, сама в прошлом актриса театра Мацкявичюса, Татьяна Борисова.

В те баснословные годы театр не получил ни одной награды за яркую революционную пропаганду, он оказался на грани закрытия. Критиковали за эротизм, об актрисах с ужасом говорили: «Они голые!» Воистину своя своих не познаша. А ведь освободительный пафос спектакля можно сравнить только с песнями кубинских барбудос, бородачей, которые поклялись не брить бороды до полной победы трудового народа.

Конечно, к счастью, представленное гораздо глубже социальной подоплеки.

«Звезда» Хоакина — это его душа, любовь к свободе и жене Тересе. Она — и чеховская Чайка, и голубка Пикассо, и ангел-хранитель, несет своего героя по волнам жизни.

Злой гений героя — Смерть, убедительно показывающая свою родственную связь с наживой, жаждой золота, пошлостью поп-культуры «дяди Сэма».

Сюжет прост. Бедных чилийцев пригласили поработать в США, на прииски, пообещав золотые горы. Оказалось — впереди только рабство за кусок хлеба и стакан виски. Как хлестко показано «отдохновение» в салуне — лихие ковбои, разбитные девки и дива местного небосклона — стриптизерша с умопомрачительными формами! Шедевр музыкальности в той стране — песенка «Хау ду ю ду, мистер Браун», салонная игра — кто в кого более метко плюнет. Все это преподносится горцам, жившим общиной внутри традиционной культуры, как цивилизация. Самое забавное, что так оно и есть…

Местные ковбои напали на купавшихся чилиек, похитили Тересу, ее красоту и жизнь. Что делать безоружным чужакам? Их протест — неистовая народная пляска! И помощь «Звезды» Хоакина — груда винтовок, которые она своими крылатыми руками раздает повстанцам. Дальше — война, трупы, вдовы воют под черными покрывалами. И отрубленная голова Хоакина, ставшая святыней освободительной борьбы. Умерший герой и после гибели ведет товарищей к свободе.

Все это буйство страстей было рассказано юными умными телами, подчиненными эстетической дисциплине. Даже сегодня, после многих постановок «Саломеи» — двойника Смерти, знакомства с работами ранее недоступных балетмейстеров, спектакль захватывает. Зрители горячо приветствовали молодых артистов и их режиссера цветами.

Творческий почерк Татьяны Борисовой знаком нашей публике и любим ею. Это и ревю «Если любишь — найди», и итальянские сцены в «Брат Чичиков», и пластика «Фигаро», и «Трехгрошовый спектакль». Мастер поделилась следующим замыслом: наш театр ждет современная пластическая история на музыку Астора Пьяцоллы. Сколько раз он звучал в Калуге! И вот теперь — музыка, влитая в танец. Что ж, пусть сезон закончился, но театр — длится!