Мощь глиняных богов

Помните неолитическую Венеру? Крохотная головка, полные груди, тучные бедра? Так наши предки молились богине плодородия. Еще пятьдесят тысяч лет назад были изваяны эти образы, но и сегодня их сестры изготавливаются энтузиастами филимоновской игрушки. Этому промыслу уже 800 лет.

Помните неолитическую Венеру? Крохотная головка, полные груди, тучные бедра? Так наши предки молились богине плодородия. Еще пятьдесят тысяч лет назад были изваяны эти образы, но и сегодня их сестры изготавливаются энтузиастами филимоновской игрушки. Этому промыслу уже 800 лет.

Николай Денисов, художник и поэт, возродил к жизни умирающий промысел. Ирина Левитина переняла традиции ремесла у Елены Евдокимовой, Анны Карповой, Евдокии Лукьяновой — старых умельцев деревни Филимоново.

Дело в том, что представленные на выставке артефакты, датируемые периодом от 19-го до 21-го века, это вовсе не «филимоновские потешки», а возвращение к глиняным терафиман, хранительницам семей.

Дикие на современный вкус анилиновые раскраски неолитических фигурок создавались в 19-м веке. Фуксиновые гребешки петушков — как возглас «Христос Воскресе!». Карусельки, как в городском парке прошлой эры, готовы прокатить малышей на волшебных зверях.

Но есть одно отличие. Возникновение игрушки зафиксировано почти тысячу лет назад. В те времена жительницы древних сел оставляли следы своих пальцев на фигурке, как молитву. Словно в фильме Отара Иоселиани «И будет свет» про дикарей.

Так и в наших деревнях, с их отмирающим укладом, коровами и огородами, крестьянки лепили для внуков немудреные, но мудрые духом свистульки. Ныне «умер великий Пан», бог пастбищ и стад, парное молоко уступило место порошковому. Магия федоскинских божков растворилась в рынке. Но ощутить легкий аромат ее волшебства можно будет до середины августа в калужском Доме мастеров.