Включаем «зелёный» свет

Жизнь современного человека без многочисленных электроприборов представить невозможно. Но вот со стороны ученых-аналитиков все настойчивее звучат предсказания, что нашим потомкам грозит перспектива остаться в полной тьме — энергоресурсы не беспредельны…

Жизнь современного человека без многочисленных электроприборов представить невозможно. Но вот со стороны ученых-аналитиков все настойчивее звучат предсказания, что нашим потомкам грозит перспектива остаться в полной тьме — энергоресурсы не беспредельны…

Третьего февраля этого года Международная финансовая корпорация IFC и правительство Калужской области подписали Соглашение о сотрудничестве, основными целями которого являются стимулирование развития генерации электроэнергии при помощи возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Калужской области и создание основы для принятия соответствующей областной программы.

В Доме печати состоялась встреча журналистов с руководителями программы IFC по возобновляемым источникам энергии. В разговоре  принимали участие: руководитель программы IFC Патрик Виллемс, министр строительства и ЖКХ Александр Болховитин,  главный эксперт проекта Антон Чернышев, начальник управления энергетики Михаил Сычев и другие лица, к этому причастные.

Патрик Виллемс начал с того, что назвал основную задачу программы — снижение дефицита энергетических ресурсов, и в связи с этим — поиск ее альтернативных источников.

Для начала давайте расшифруем, что есть IFC. Это — крупнейший глобальный институт развития, входящий в группу Всемирного банка и фокусирующий свою деятельность на частном секторе в странах с развивающейся экономикой. В минувшем году, несмотря на нестабильность и финансовую неопределенность, институт помогал своим клиентам создавать новые рабочие места, улучшать экономические показатели, поддерживать местное население. При этом объем инвестиций достиг почти 19 миллиардов долларов. Наш регион, как бурно развивающийся, взят в качестве пилотного для разработки и внедрения «зеленых» технологий. Предполагается тепло- и электроэнергию вырабатывать из отходов, что позволит создать возобновляемые источники энергии.

В планах — три проекта: изучение потенциала подобных источников энергии на территории области и исследование целесообразности технологий ВИЭ. Уже в результате реализации этих двух программ мы получим региональную схему размещения объектов ВИЭ. И, наконец, третий проект — создание нормативно-правовой базы для поддержания всего проекта.

По срокам это выглядит так: первый этап — сентябрь нынешнего года, второй — октябрь и к 1 ноября планируется завершить работу.

Но чтобы всем было понятно, что практически дает бионовшество, приведем несколько цифр на примере одной только фермы на 1500 голов скота. На ее базе можно будет произвести 1,2 млн кубических метров биогаза, равное 3700 МВт/ч электроэнергии, плюс 5500 МВт/ч тепла, плюс 10 тысяч кубических метров органических удобрений, плюс утилизация 20 тысяч кубических метров отходов, за что обычно многие сельхозпроизводители платят немалые штрафы в случае задержек с утилизацией.

Почему из всех регионов России крупная международная корпорация выбрала именно нашу область? Причина проста: во-первых, у нас обширные лесные массивы, а значит — есть древесные отходы, во-вторых, немало крупных сельхозпредприятий. Третье — это привлекательный имидж Калужского региона с обширным инвестиционным полем деятельности.

Больше всего журналистов интересовал объем вложенных в проект средств. Но пока это коммерческая тайна. Тем не менее известно, что IFC свою программу, рассчитанную на пять лет, финансирует за счет средств Глобального экологического фонда, и выполняется она в тесном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития и  аналогичным Европейским банком.

Болховитин замечает: «Вопрос не в деньгах, а в том, чтобы была подготовлена почва для инвестиций. В любом случае без господдержки такую программу не реализовать. Главное же на сегодняшний день — это выстроить систему, чтобы она не была убыточной». Министру был задан вопрос о судьбе биогазовых установок в Медынском районе. Технология достаточно дорогостоящая и, видимо, по этой причине до сих пор не нашедшая широкого применения.

Александр Львович объясняет это тем, что она была своего рода  пробным камнем. Конечно, это дорого. Ведь и первые автомобили были не всем по карману, пока не был запущен конвейер. Но важно начать, как мы начали потихоньку оснащать фермерские хозяйства роботами. Если первый пример дает хороший результат, за пионерами подтягиваются все новые хозяйственники.

Что же касается первых опытных площадок, то вначале эксперты все проанализируют, имея в виду «биоменю», сравнят практику голландских, немецких и прочих иностранных технологий. Не окажется ли Россия в таком разе в полной зависимости от иностранных мозгов? Ответ на этот вопрос дал Патрик Виллемс: «Мы ведь зависим от вашего газа, и что?»

Думается, что пройдет с десяток лет и наступит настоящий бум на биотехнологии. Кто-то увидит, просчитает и, возможно, изобретет что-то свое. Не исключено, что и российское.