Жестокие игры

Ребенок любит играть в агрессивные ролевые игры. Для родителей это повод для беспокойства. Однако прекратить игру и пристыдить разошедшегося «терминатора» — не значит разрешить детскую проблему, которая стоит за таким поведением. Ребенок любит играть в агрессивные ролевые игры. Для родителей это повод для беспокойства. Однако прекратить игру и пристыдить разошедшегося «терминатора» — не значит разрешить детскую проблему, которая стоит за таким поведением.

Ситуации бывают разные. Вот маленькая девочка, тихоня и умница в садике, дома преображается в «полковника» и лупит пистолетом «врагов» — своих пушистых зайчат и котят, а лицо при этом у нее становится такое, что маме страшно: что из нее вырастет?.. Другой случай: двое друзей сначала играют в роботов, изображая их битву, а потом, отбросив фигурки, начинают реально мутузить друг друга до синяков и царапин.

Многие видят в детской агрессии лишь последствия просмотра современных телефильмов, изобилующих сценами насилия. Действительно, красиво показанные режиссерами картины боя, отточенные движения мускулистых актеров оказывают влияние на детское поведение. Между прочим, девочки тоже не прочь скопировать супергероя, пусть и мужчину.

Конечно, ограждать или сводить к минимуму «общение» с телевизором стоит, но вряд ли только это решит проблему. Дети черпают познания о жизни на улице, в детсадовской группе и от родителей тоже. Если семья вполне благополучная — ищите истоки агрессии в дошкольном учреждении. В первом приведенном случае девочка, скорее всего, отыгрывала сделанное ею умозаключение: кто сильнее, тот и прав. У дошколят принято добиваться своего не уговорами, а силой, и ребенок успел понять, что она — наискорейший способ достичь цели. Если игра с подобным сюжетом повторяется, психологи делают вывод, что, вероятно, малышка не принадлежит к числу авторитетных членов группы, поэтому дома отождествляет себя с тем, кто вызывает у нее тревогу или страх. Поняв это, родители должны сделать для себя соответствующие выводы и попытаться вывести ребенка из угнетенного состояния.

А вот во втором примере, когда мальчишки переходят от драки роботов к настоящей ссоре, насилие осуществляется просто ради насилия, игра не содержит дополнительного смысла. Такие игры явно не на пользу детям, но остановить их — значит увести эти развлечения «в подполье» — запретный плод может быть особенно сладок, и ребята продолжат драки за спиной взрослых с еще большим увлечением.

Что делать

— Нужно прежде всего понять, чем вызваны такие игры. Причин может быть несколько: желание подражать актерам, выплескивание своей обиды и злости, неразвитость культуры игр и  т.д.

— Проанализировать действия, ответив для себя на вопросы:

— что переживает сейчас ребенок?

— какими внешними впечатлениями могли быть вызваны эти чувства?

— с кем он себя отождествляет?

— привлекает ли он свою фантазию для трансформации роли агрессора в какую-нибудь более позитивную роль?

— способствует ли эта игра стабилизации эмоциональной сферы ребенка?

— чему он в ней учится?

— развиваются ли его навыки общения в процессе игры?

— Родитель может помочь найти свой смысл в игре, показать возможные направления действия. Для этого задайте вопросы, призванные задействовать фантазию (например: «За что борется этот робот?», «Что он будет делать, если победит?» и т. д.) или ввести в игру новых героев (третьего робота, мудреца, несчастного ребенка или прекрасную принцессу — решайте сами, исходя из ситуации).