Вера живёт в гаражах

Где-то в середине ноября к нам в редакцию по электронной почте пришло письмо. Для того чтобы наш интерес к нему был понятен, приведем полный текст:

Где-то в середине ноября к нам в редакцию по электронной почте пришло письмо. Для того чтобы наш интерес к нему был понятен, приведем полный текст:

«Уважаемая редакция!

Прошу вас внимательно отнестись к моему письму, поскольку речь в нем пойдет о вещах, относящихся к сфере идеологической, нежели к повседневному быту. Хотя на первый взгляд речь в нем пойдет о сугубо бытовой ситуации.

Все началось с того, что мой друг, автовладелец, попросил помочь ему в ремонте автомобиля, и хотя я не являюсь специалистом в автотехнике, но мое инженерное образование, полученное в советское время, дает мне основания считать себя человеком технического склада ума. Я согласился. Друг попросил меня подойти в субботу в автокооператив «Эхо», находящийся в районе улицы Салтыкова-Щедрина. Район это старый, запущенный, и для меня было большой неожиданностью увидеть тщательно ухоженный гараж, территория вокруг которого была уложена тротуарной плиткой, обнесена забором. Казалось бы, надо порадоваться за умелого хозяина, но два момента как-то сразу бросились в глаза и заставили насторожиться.

Первым моментом было то, что произведенное благоустройство выполнено явно без учета требований пожарной безопасности, перекрыты подъезды для пожарных машин. А с учетом пожароопасности гаражей как источника повышенной концентрации паров горюче-смазочных материалов этот аспект приобретает особую актуальность.

Но то, что дальше открылось перед моими глазами, заслонило все опасения о пожаробезопасности более жутким аспектом. В стенку гаража был вмонтирован черный крест из черного камня, который произвел на меня крайне тягостное психологическое впечатление, напомнив про фильм ужасов. Я поинтересовался у своего друга, кому принадлежит этот странный гараж. Он мне сказал, что в нем постоянно собираются какие-то молодые люди в странных облачениях, оттуда доносятся крики и пение на непонятном языке. Руководит этими сборищами некий мужчина средних лет. Характер доносящихся из указанного гаража звуков создает впечатление, что находящиеся там люди пребывают в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Уважаемая редакция! Прошу провести тщательное журналистское расследование данного факта и оповестить о его результатах обеспокоенную общественность.

С уважением Андрей  Вольский».

(P.S. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.)

Далее следовал электронный адрес. Разумеется, мы не могли оставить эту просьбу без внимания. Запомнив точку зрения читателя, мы решили познакомиться с «гаражными людьми» сами и буквально через неделю оказались на месте. К тому времени — спасибо Интернету! — мы уже знали, что «странный гараж» — это церковь калужской лютеранско-евангелистической общины, три года назад воссозданной в Калуге.

Пристальное внимание

Зная, что отправляемся не в секту, а во вполне официальную, пусть и непопулярную в народе, церковь, мы начали расследование с опроса местных жителей — что, мол, за люди в эту обитель являются, часто ли, может быть, беспокоят? В ответ население либо жало плечами, либо отвечало, что да, бывают, но что за церковь — неизвестно, скорее всего, секта. Лишь одному из соседей — местному «знатоку» — удалось сформулировать ориентацию культового сооружения более внятно: «Это церковь немецкая, кирха. Специально для иностранцев с … — чтобы им было, где молиться».  Место трех точек в предложении занимало название известного в Калуге и мире автозавода.

Таким образом, не добившись результата от местных, мы направились к зданию, решив послушать «крики и пение». Приютившееся среди гаражей, снаружи помещение выглядело крайне неприветливо: как будто к конторе «Памятники. Ритуальные услуги» забыли приделать вход. Если бы не крест, о церкви внутри гаража ничего бы не говорило. То есть буквально вокруг царила гробовая тишина.

Потолкавшись у входа и не заметив ни одного посетителя, мы направились внутрь. Познакомившись с пастором, мы узнали, что молельный зал находится на втором этаже, а на первом — что-то вроде гостиной, в которой пьют чай и беседуют на самые разные темы члены немногочисленной — всего человек тридцать — общины. На воскресные службы, литургии приходит иногда до 12 человек. А пение, что слышал автор письма, — это музыка гимнов, которые исполняются во время лютеранской службы. И с криками его точно не спутаешь. Да и «людей в странных облачениях» мы не увидели, местная паства ходит на литургию в обычной одежде, разве что более праздничной, чем в будний день.

В общем, все обстояло чинно и благообразно. Правда, число прихожан невелико, да и общиной, которая способна повлиять на умы местного населения, гаражное сообщество назвать сложно. Смутил еще один момент: все же помещение строилось не для массового песнопения, и огрехи в планировке делают его небезопасным. Например, на второй этаж ведет лестница, которая под силу только бесстрашным и здоровым — ни поручня, ни перил, а появись среди паствы инвалид — ему путь на службу будет закрыт.

В отношении отсутствия подъезда пожарным машинам неспециалисту сказать что-либо сложно. Хотя, конечно, быстро со второго этажа до выхода из калитки не доберешься: про лестницу мы уже говорили, а во дворе — скользкая плитка, настоящий подарок для желающих прокатиться на пятой точке.   

Недавно Калужская евангелистическо-лютеранская церковь зарегистрировалась как религиозная организация. Так что культовое сооружение на Салтыкова-Щедрина официально стало домом Божьим, таким образом богослужения в перестроенном гараже проходят на вполне официальных основаниях. Как и другие общественные мероприятия, в которых участвуют и дети лютеран. Кстати, скоро на здании появятся колокола — на радость местным жителям в воскресный день. Жаль, что раньше колоколов на бывшем здании гаража не появится вывеска. А то по виду и не скажешь, что храм, а так — общество анонимных вокалистов.

Однако сомнения в законности переустройства обычного частного гаража в божий остаются. Но так как ответ на данный вопрос находится вне поля нашей компетенции, он остается открытым уже для соответствующих ведомств.

Что ж, надеемся, что читательское беспокойство мы удовлетворили сполна. Радуясь тому, что неравнодушные в Калуге не перевелись, спешим успокоить — сатанистов по указанному адресу нет, и неподалеку от областных управлений наркоконтроля и ФСИН никто не пьет и не колется из религиозных побуждений. Спасибо за пристальное внимание и удачи.