«Моё», «твоё», «чужое»

Случаи воровства среди детей встречаются гораздо чаще, чем среди взрослых. Разница в масштабах и в отношении к этому явлению.


Взял во временное пользование

Малышам полутора лет свойственно на улице играть чужими игрушками, даже если у них самих есть такие же, только другого цвета или размера. Мамы и папы при виде такого поведения ребенка мучаются вопросом: останавливать или нет? Остановить-то, по сути, невозможно… С этим «родительским» вопросом мы обратились к психологу городского центра развития детей и юношества «Созвездие» Ольге ВДОВИНОЙ:

— Маленькому ребенку еще невозможно объяснить, почему нельзя брать чужое. Лучше использовать такой момент с пользой, для наведения «социального моста»: не запрещать, а посоветовать спросить разрешения взять игрушку. Можно предложить поменяться вещами. Родителям следует подготовить малыша и к возможному отказу: «Гоша (Маша и т.д.) в следующий раз тебе обязательно даст поиграть…».

Стыдить не имеет смысла

Половина детских «разборок» в яслях и детских садах связана с пропажей вещей, игрушек, конфет, которые впоследствии находят в соседских шкафчиках для одежды, чужих куртках.

Пойманный с поличным или вычисленный воспитателями или родителями путем несложного расследования маленький воришка начинает врать, выдумывать историю о том, что его одногруппник (одногруппница) сам(а) ему положил(а) и пр.

Комментирует Ольга ВДОВИНА:

— Оставлять без внимания такое поведение нельзя. Следует дать отрицательную оценку поступку, но не личности. Стыдить или внушать пока не имеет смысла. Так мы можем лишь навредить — поставить на ребенке клеймо «плохого», после чего он может начать подтверждать его.

В детсадовском возрасте мальчик или девочка уже в состоянии усвоить понятия «мое» и «чужое». Если он берет чужое, предложите ему представить ситуацию, когда бы у него отняли любимую вещь. 

Жажда острых ощущений

В школьном возрасте воровство может превратиться в серьезную проблему. К примеру, сегодня, по данным городского отдела по делам несовершеннолетних УВД области, в школах Калуги настоящая эпидемия краж сотовых телефонов. Причем далеко не всегда мобильники «экспроприируют» дети и подростки из малообеспеченных семей.

Психологи считают, что ими нередко движет: а) желание похвастаться перед сверстниками, то есть самоутвердиться; б) жажда острых ощущений («адреналинового взрыва»). 

Если школьник уже не раз был замечен в воровстве, значит, родители «прохлопали» момент, когда еще можно было его остановить. 

Что посоветовать?

понять причину;

если дело в том, что ребенку недостает карманных расходов, увеличить сумму или предложить подработать;

наказывать словом, но не унижать. К примеру, скажите, что вы возмущены поступком: «У нас в семье так не принято. Мы приобретаем вещи только на честно заработанные деньги. Как ты мог?..» Для ребенка с высоким уровнем морального сознания такой прием эффективен.

Елена ГУСЕВА