Большой Содом

Сотни тысяч россиян живут в населенных пунктах с карикатурными или же вовсе неприличными названиями. Психологи утверждают, что неблагозвучное наименование поселка или улицы приводит к сниженной самооценке и закомплексованности ее жителей. Однако сменить название часто невозможно из-за пробелов в законодательстве и бюрократических проволочек. А значит, единственное, что остается родившемуся в таком населенном пункте, — поскорее покинуть его. 

 

Уже несколько лет жители села Лохово Иркутской области пытаются переименовать его в Сибирское. Особенно активно за новое название выступает молодежь. Ее не останавливает даже то, что в селе проживает пра-правнучка основателя населенного пункта Валентина Лохова.

Например, селу Дурыкино в Подмосковье название дал Петр I. По легенде царь заказал сырые яйца как связующий материал для строительства стен, а сельчане эти яйца сварили. 

Первую попытку убрать неприличные названия с географических карт нашей страны предприняли еще большевики. При советской власти деревню Ибаково в Мордовии переименовали в Нагорную, Поздютки в Подмосковье — в Радугу, Польское Сучкино в Нижегородской области — в Липовку, а Херовку в Смоленской области — в Красную пристань. Однако до сих пор в Подмосковье стоят села Бухловка, Пьянкино и Блядищево, в Тверской области — Большое и Малое Лохово, а у нас — Большие и Малые Козлы, Мошонки, Дураково, Дешевки. В средней полосе России более 120 населенных пунктов с неблагозвучными названиями: иногда это прозвища, даваемые яркой личностью, а порой жители соседних деревень так сводили счеты друг с другом. Бывает и наоборот. Например, недавно село в Саратовской области превратилось из Содома в Большой Содом. Местные жители сочли, что оно должно выделиться, так как по численности значительно превосходит соседей.

Жителям таких деревень и поселков расстраиваться не стоит потому, что раньше их названия имели другой смысл. «Зараза», к примеру, означало «красавица». Большинство названий было дано в XVI-XVII веках, когда наши предки не стремились к благозвучию, и к населенным пунктам, как к человеку, какая кличка прилепилась, такая и оставалась. Мне кажется, что менять такие названия нельзя, потому что в них видна национальная психология.

Роман БУРМАКИН