Пуля действительно пролетела и попала в цель. СМИ месяц назад сообщили, что судебные приставы опечатали здание фонда Ролана Быкова на Чистопрудном бульваре в Москве. Среди помещений, арендуемых различными владельцами, самое ценное — кинотеатр «Ролан», предназначенный для проведения ежегодных детских кинофестивалей. Там смотрели то, что нигде посмотреть нельзя. Все это означало выполнение программы Ролана Быкова. Уже десять лет его нет, а фонд постоянно отбивался от нападок Росимущества. «Еще бы, — говорит вдова Ролана Быкова Елена Санаева, — Чистые пруды — самое козырное место в Москве».
Рейдерский скандал закончился печально: помещение фонда потеряно.
Вынесенная в заголовок фраза — кусочек забавной песни, звучащей в фильме «Служили два товарища». Недавно ТВ показало его в связи с юбилеем Янковского. А ведь и юбилей народного артиста СССР Быкова (80 лет ему было бы!) мы отметим в этом году.
…Помню тот вечер в ДК КЭМЗ — в гости к калужанам приехал сам Ролан Антонович. В 60-70-х жил в городе киноклуб «Ракурс», им руководил преподаватель КГПИ П. Снесаревский. Смотрели «трудные» фильмы: «Тени забытых предков», например, или «Сталкер». А потом обсуждали, разбираясь в новациях киноавангардистов. Залы ломились от киноманов… И вдруг — сам Ролан Быков! Как он говорил, как юморил, как ласково потешался над своим героем — до того преданным революции, что лучшего друга, замаранного непролетарским происхождением, постоянно держал под подозрением…
Да он и сам всю жизнь был, как говорил его отец Антон Михайлович, «пiд пiдiзрением» у власти. В то время, много говорили о «порочном» фильме «Айболит-66». Почему порочном? В режиссуре Быкова всегда искали намеки и наскоки на эпоху. О чем, скажем, пели герои: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». И тут же вопрос: значит, нам плохо? Идем от победы к победе, а нам плохо? Или вот бармалеи там всякие поют: «нормальные герои всегда идут в обход». И это в стране, которая вот-вот придет к коммунизму? А он нам — палки в колеса… И «Айболита» тихо прикрыли. Много лет пролежали на полке фильмы «Проверка на дорогах» — там у Быкова главная роль, «Комиссар» с героиней Мордюковой мариновался чуть ли не 20 лет. В эпизоде гражданской войны усматривалась крамола. Что бы теперь ту ленту показать! Роль там у Быкова звездная: местечковый многодетный еврей-портной — сколько в нем мудрости, а главное, доброты!
На той встрече в Калуге Ролан Антонович говорил так (я даже записала для себя): «Мы думаем, что доброта — это что-то для бабушки и в нерабочее время. На самом деле доброта — это в первых строках, в первых словах, всегда и везде, как неразменный рубль. В этом смысле мы — без копейки». А сейчас — особенно обнищали, как ни прискорбно…
Фильмография Быкова — потрясающая: сто фильмов с работами большими и с эпизодами. Окончив «Щуку» (театральное училище имени Щукина), играл в Московском ТЮЗе, Ленинградском театре Ленинского комсомола, руководил студенческим театром МГУ, а потом до конца дней ушел в кинематографию. Не было проходных, незапоминающихся ролей. Талантлив был, индивидуален, обладал, как сейчас говорят, мощной харизмой.
Из его выступления: «Нынче истинный талант — наше единственное прибежище и спасение. Восхищайтесь талантливыми, храните их в своей душе, оберегайте их и любите, иначе наша жизнь пройдет на скотном дворе в хлеву золотого тельца».
…1968 год. Отдыхаю в подмосковном санатории ЦК ВЛКСМ «Елочка». В Чехословакию введены наши танки, придавившие зачатки свободы. Кто-то из несогласных пытается осудить — но тихо, опасно, как бы не стукнул кто-то…
Именно в то время был закрыт быковский фильм для детей «Внимание, черепаха!». Дети хотят испытать панцирь черепахи на прочность, засовывают ее под танк — посмотреть, что с ней будет. Это так свойственно детям — эксперимент. Быков-режиссер говорил: «Кто-то работает в мраморе, я — в ребенке. Ребенок — магический кристалл. В нем отражается все — и социальные, и политические перемены».
Углядели вот что: черепаха и Чехословакия — с одного слога начинаются! Танк — это про Чехословакию! Вон он куда метит! Цыц!
Трудно пробивалось «Чучело»: где вы видели, говорили ему, такую детскую жестокость? Наши советские дети — цветы жизни!
«Быкова вечно упрекали: почему вы адресуетесь детям и взрослым, что за двуадресность такая? — вспоминает Елена Санаева, с которой они сыграли парочку мошенников, лису Алису и кота Базилио в «Буратино». — В ней подозревали двусмысленность».
Он всегда шел не согласно, а вопреки. Главные силы и время ушли на пробивание ролей и фильмов, которые сегодня — классика. Детище его жизни — Детский фонд. Сначала — прекрасные мечты. А потом все тяжелее, над страной словно завис огромный плакат: «Денег нет!». Но фонд все же снял 70 картин, это когда кинематограф умер, а кинотеатры превратились в мебельные салоны.
Ролан Быков был членом президентского совета по культуре, он хотел вписаться в программу «Дети России» со своим проектом «Дети, экран, культура». Но от минфина пришел отказ. И где оно теперь, кино для детей?
Он и стихи писал. Из дневников Ролана Быкова: «Никто уже не видит ни солнца, ни луны, кино теперь снимают как на людях штаны…»
Татьяна ПЫЖИКОВА
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения