Кому нужно заплатить, чтобы исчезла коррупция?

— Холмс, а почему слово Коррупция в названии Совета по Коррупции пишется  с заглавной буквы?
— Элементарно, Ватсон, в России Коррупция — Святое и Вечное.


Коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом не так давно, примерно с 80-х, когда она превратилась в главную заботу международной политики. 

 Коррупция

Русская болезнь

Цели борьбы с коррупцией могут быть самые разные: повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамика экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Выбрав цель, нужно использовать наиболее подходящие меры борьбы.

Реформы законодательства — самый простой инструмент. Это не столько ужесточение наказаний, сколько уменьшение частоты проверок и размера налогов. Это нужно, чтобы снизить саму возможность злоупотреблять служебным положением. В арсенале государства есть и довольно простые меры по ужесточению контроля. Например, правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в должность и покидают ее.

В Тайване наказывают только взяткополучателей, а предложение взятки не является уголовно наказуемым деянием. А в Чили ситуация другая: дача взятки — уголовное преступление, а получение — нет. 

Азиопа

Хотя действия эти должны осуществляться центральным правительством, необходима и поддержка со стороны общества. Если граждане надеются на «царя-батюшку», а сами только ждут результата, то шумная кампания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом (именно так произошло в нашей стране в начале 1990-х) или вылиться в гонения на политическую оппозицию.

Однако новые законы, в принципе, не скажут решающего слова в борьбе. Хотя бы потому, что «под ружье» могут встать сами коррумпированные чиновники. Успех возможен, только если возрастет зависимость государства от граждан. Для этого необходимы долгосрочные реформы. И, разумеется, все это невозможно без помощи добровольных осведомителей. В США, например, они защищены государством и получают от 15 до 30% стоимости выявленного по доносу ущерба. 

Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры общества. Например, в странах Востока делают ставку на престижность и высокую зарплату. Именно этим путем пошла Япония. На Западе же чаще акцентируют внимание на развитии неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля. 

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают расходы. Потраченный рубль на противодействие приносит в среднем 23 рубля (при успешном исходе, разумеется). 

Мы находимся между Востоком и Западом, в Евразии. Хотя мне так кажется, что нигде нашу коррупцию не могут сдержать ни высокие зарплаты, как в Азии, ни гражданское общество, которое есть в Европе. Необходимо разрабатывать свой подход. Что, по-моему, довольно сложно сделать. Для примера взгляните на культуру, которая чья угодно, но не своя.

Впереди страны всей

Президент Медведев, выступая 25 февраля на итоговой коллегии Генпрокуратуры, провозгласил борьбу с коррупцией одной из главных задач прокуратуры и потребовал незамедлительно внести изменения в законы, содержащие коррупционные риски. Глава государства отметил, что они уже выявлены более чем в 10 тысячах актов и «эту ситуацию надо немедленно исправлять».

Несмотря на то что войну коррупции президент объявил только в мае прошлого года, при прокуратуре области аж в апреле 2007 была создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции. А закон Калужской области «Противодействие коррупции в Калужской области в 2008-2010 годах» был принят этой осенью.

То есть в области у нас с коррупцией борются. И если верить статистике, то даже активно — за 2008 год выявлено более 2,5 тысячи нарушений закона. К дисциплинарной ответственности привлекли 438 должностных лиц, возбудили 21 уголовное дело. Углубляться не стал — как-то мне кажется, что цифры на спад пошли.

По решению группы было проведено социологическое исследование в Калуге и Обнинске для того, чтобы узнать мнение граждан на счет коррупции. Выяснилось, что более 70% опрошенных сталкивались с этим явлением, из них 25% часто, а 9% постоянно. Более 48% респондентов считают, что коррупция негативно влияет на экономику страны. Как наиболее коррумпированные органы были отмечены: медицинские учреждения, образовательные и ГИБДД. Кстати, с гаишниками лед, кажется, тронулся — вроде бы взяток на центральной улице областного города не берут.

Наивность — это порок

Кстати, если вы считаете, что коррупция — это взятки врачам или преподавателям, то вы счастливый человек с относительно здоровым сном. Вот вам наш пример. В августе 2007 года в правоохранительные органы обратился житель Калуги с сообщением, что следователь милиции и адвокат вымогают у него взятку 60000 рублей. За эту сумму они готовы закрыть глаза на то, что он якобы кому-то продал бланки дипломов о среднем профессиональном образовании. После передачи денег виновные были задержаны.

Бывший старший следователь СО при ОВД по Московскому округу г. Калуги Т. С. Хромова была признана виновной в получении взятки, адвокат Калужской городской коллегии адвокатов И. Н. Локтионова виновна в пособничестве.

Наши Кощеи бессмертны?

Я вообще слабо себе представляю, как у нас можно победить это зло. Возьмем, к примеру, абстрактный завод по производству винтиков, продукция которого довольно низкого качества и мало кому нужна. По идее, им просто нужно делать винтики лучше, чтобы они были конкурентноспособны. Но у нас не принято искать сложных путей. Лучше дать взятку какому-нибудь чиновнику, чтобы эти винтики закупались для нужд государства. А тот, кто на самом деле хорошо работает — загнется. Потому что честный. До такого, надеюсь, не доходит, но подозреваю, что многие тендеры на оказание тех или иных услуг распределены на годы вперед.

А все почему? Потому что депутат по окончании рабочего дня, уставший и изнуренный, садится в свой «Майбах», и едет домой отдыхать. И это нормально. К такому явлению относятся совершенно спокойно, как и к бомжам, которые по центру города бутылки пустые собирают. Все ж знают, откуда рыбы гниют. Поэтому такая же ситуация везде. Вплоть до обычных врачей. Я не говорю, что прямо каждый, кто может, берет, но есть такие.

Что делать? Пока каждому будет небезразлично то, что происходит в стране, можно ничего не делать и отдыхать. Все равно впустую. Когда у нас появится адекватное гражданское общество, когда людям будет не все равно, когда за шикарную машину не на банкет, а в суд пригласят, тогда и коррупции, глядишь, не станет.

Радует, однако, что руки не у всех опускаются. В 2008 году нашей прокуратурой выявлено 236 нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, которые содержали 307 коррупциогенных факторов.

Напоследок давайте вместе представим какое-то госучреждение. Если кто-нибудь из низов получил взятку, то он должен поделиться с начальником отдела, потому что иначе он станет безработным. Начальник, по той же причине, поделится с замом. И так далее, до самого верха. Поэтому, для того чтобы победить, нужно отпилить сук, на котором сидишь.

Роман БУРМАКИН