Алкоголики не думают, они соображают

Утро. Город просыпается. Аптеки закрыты. Работают только круглосуточные. Страждущие нажимают на кнопку звонка, к окошку в двери подходит дежурный фармацевт и отпускает необходимые лекарства. Догадайтесь, какой товар пользуется наибольшим спросом? Конечно, спиртовые лекарственные настойки.

Здоровье ваше

Однажды меня просто достал насморк. Пошел в аптеку за каплями. У окошка копошился какой-то помятый мужичок. Встал за ним. Нос был забит напрочь, однако аромат настолько сильный, что я начал подумывать над неоспоримыми преимуществами насморка. В общем, выгреб он всю мелочь, положил на прилавок и получил заветный пузырек. Подошла моя очередь. Теперь пришлось ждать аптекаря — пока она аккуратно сгребет пинцетом деньги в целлофановый пакет. Интересно, а в банк они так же сдаются? Или дезинфицируются в конце рабочего дня?

Мне стало жутко интересно, так ли просто купить в аптеке выпить? Легче легкого. Мало того, что дешево, так еще и сердито! За шесть с копейками рублей можно получить бутылочку с семидесятиградусным напитком. Правда, всего 25 мл. Больше не бывает. Я обошел четыре аптеки, но всюду говорили, что тары другого объема у них нет. Я уж подумал, что с тех пор как увидел все своими глазами, проблему аптечного пьянства решили. Но в пятой аптеке все встало на свои места. После того как фармацевт увидела мое грустное лицо, она сказала, что есть «тонизирующий препарат» в посудине побольше — 100 мл, и стоит он всего 14 рублей. Насколько я понял, он и в других аптеках бывает. Главное, название знать. 

Разольём по маленькой!

С «аптечным пьянством» надо бороться. Известны случаи, когда граждане травились или умирали от чрезмерного употребления кардиостимулирующих или сосудорасширяющих настоек. Ведь принимать их надо по несколько капель, а не упаковок. Настойку боярышника приобретают в двух случаях: в первом, чтобы лечить сердце, во втором, чтобы посадить печень.

Главный врач наркологического диспансера Калужской области Игорь Горбачев:

— В легальном алкоголе (тот, что продается в магазинах) используется питьевой спирт, в лекарственных же препаратах также этиловый спирт, но не питьевой. Он служит для сохранения биологически активных веществ и не предназначен для приема внутрь в таких количествах. Спиртовые настойки — это лекарственные средства, и употреблять их в больших дозах вредно. Очень часто злоупотребление, например, настойкой боярышника, вызывает энцефалопатию. Безусловно, все лекарственные средства должны отпускаться по рецепту врача. Но представьте, какая у них будет нагрузка?

Хуже всего, что все, кто пьет эти настойки, уверены, что они не только не вредны так, как водка из магазина, а еще и лечат. Все совсем наоборот.

Проблема так называемого аптечного алкоголизма существует. Необходимо искать эффективные способы ее решения. В свое время звучали предложения отпускать спиртосодержащие настойки только по рецептам. Но это маловероятно. Во-первых, у врачей работы прибавится, а их и без того, как жалуются медики, «превратили в писарей». А во-вторых (и это главное), если у людей, страдающих алкоголизмом, не будет возможности пить настойку боярышника — начнут активнее употреблять «Максимку». К тому же в одеколоне, духах тоже содержится спирт. Значит, и их по рецептам отпускать?! Так мы дойдем до крайностей.

А может быть, есть в этом плюс? В том, что алкоголь можно получить так дешево. Бомжики ходят, все такие несчастные, и просят по три рубля. А если бы не было всего этого? И водка б стоила рублей 400? Они ведь не перестанут пить, но пойдут уже не просить, а требовать деньги у прохожих. 

С другой стороны, задешево или задорого опьянел — не важно. Жажда приключений остается та же.

Теперь я должен сделать серьезный вывод из всего вышесказанного. А смысл? Лекарства станут отпускаться по рецептам? Нет, это создаст наиогромнейшие очереди в больницах, а их и так хватает. Непонятно только, почему за рубежом даже капли в нос — по рецепту и очередей нет? Единственное, что следует отметить, — лекарственные спиртовые настойки пьют не только бомжи, но и многие вполне себе нормальные (на вид) люди. И они уверены, что это полезно. 

А вы как думаете, возможно, и если да, то как решить эту проблему? Ждем ваших комментариев на сайте и писем.

Пили, пьём и будем пить?

Первым алкогольным напитком, по всей видимости, являлось вино: его изготовление было популярно в Древнем Египте, а в VII-III веках до н.э. виноделие, а значит, и алкоголизм, распространилось во всех странах, где мог расти виноград.

Правители античных обществ видели такую проблему, как хроническое пьянство, поэтому существовали государственные меры по ограничению потребления вина. Например, в Спарте уничтожались виноградные лозы, а во времена средневековья меры доходили до смертной казни за пьянство.

Впрочем, открытие технологии изготовления спирта в IX веке в Аравии сильно ускорило темпы распространения алкоголизма, ведь крепость напитков сильно возросла по сравнению, например, с вином.

В средние века в России широко употреблялись вино и пиво. Однако они были достаточно слабыми, а значит, особой проблемы не создавали. Положение сильно ухудшилось в XV веке, когда появился метод изготовления хлебной водки, которая в России быстро вытеснила другие алкогольные напитки. Таким образом, к XIX веку хронический алкоголизм в России стал «национальной традицией».

Однако согласно статистике Россия традиционно была одной из самых трезвых стран мира. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий — с XVII до начала XX века. 

С началом XX века душевое потребление алкоголя резко подскочило. Было меньше трех литров, а к 1914 году достигло неслыханного для России уровня в 4,7 литра. 

В 1914 году в России накануне первой мировой войны был принят сухой закон. В результате производство и потребление алкоголя в России сократилось почти до нуля — меньше 0,2 литра на человека в год, то есть меньше стакана алкоголя на человека в год. 

Сухой закон существовал 14 лет и был отменён в 1925 году. Указ о возобновлении винно-водочной торговли 
5 октября 1925 года подписал Рыков. И водка до Великой Отечественной войны в народе презрительно называлась «рыковка». Далее пьянство нарастало и в 1940 году достигло 1,9 литра.

Во время войны пить резко стали меньше, уровень достиг довоенного только в 1952 году. После смерти И.В.Сталина наша страна полетела в страшную алкогольную пропасть.

Существуют официальные данные Госкомстата РСФСР, которые с середины 1960-х и до 1988 г. оставались секретными.

Резкий рост потребления спиртного продолжался до 1994 г., затем начался спад вплоть до 1998 г. (13,5 литра) и новый рост в 1999 — 2001 гг. (14,5 литра в 2000 г.).

Роман БУРМАКИН. Фото автора.