Детское кино: где оно?

В очередной раз услышала от подруги: «Ну что за дети пошли? Ни уважения, ничего. А как они разговаривают? За книгу его не засадишь, все перед компьютером торчит, мультики какие-то жуткие из сети качает». Такие тексты от взрослого поколения впору записывать в хрестоматию. Но как там говорится в пословице: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива? Много ли времени и дензнаков оставляют папы и мамы на воспитание детей — вопрос сложный. Взять, к примеру, такую популярную штуку, как кино. 

 

Сдано в архив

Начнем с того, что постараемся вспомнить: когда вы в последний раз видели на афише название нового детского фильма, снятого в отечестве? Причем не о детях, а для детей? Упс, не одно название в голову не приходит. А ведь раньше даже в нашей провинциальной и далеко не самой богатой Калуге был отдельный детский кинотеатр. «Пионер» назывался. И ходили туда целыми классами, группками, с родителями, учителями, одноклассниками. Теперь там храм, что хорошо. Но «Пионер» не переехал, а сгинул, что, на мой взгляд, плохо. 

В 90-е, когда кинозалы щеголяли пустотой, а карманы режиссеров — дырками, говорить о детском кино было как-то не с руки, да и запасов недавнего советского прошлого хватало для регулярных телепоказов. Наступили нулевые, но картина оставалась прежней: кино, адресованного детям, не появлялось. Все робкие попытки возродить забытый жанр («Радости и печали маленького лорда», «Спартак и Калашников» и т.д.) ни успеха, ни кассовых сборов не приносили. Мало того: в провинции они просто не добирались до широкого экрана. (За редким исключением. Чтобы не грешить против истины, можно назвать мульттрилогию о богатырях Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце. Да и «Князь Владимир» понравился «мелкой» публике.) За последние двадцать лет не появилось ни одного нового Буратино, Красной Шапочки, Петрова с Васечкиным и Алисы Селезневой. Даже с трагическим Чучелом возникли проблемы.  

Можно констатировать печальный факт: советская школа детского кино ушла в небытие вместе со студией детских и юношеских фильмов им. М. Горького, Одесской киностудией, загибающимися Ленфильмом и Мосфильмом. Она продолжает жить на специализированных каналах — и все. А ведь именно эти ленты, наравне со сказками, прочитанными на ночь, закладывали стереотипы поведения. В героев детских кинолент играли во дворе, четко отделяя плохих от хороших. Понимая, что можно и что нельзя. Теперь самая ненавязчивая методика «воспитания чувств» просто исчезла. 

Киногерой, приближенный к ребенку, — отличный резонер: отталкиваясь от того, к чему могут привести те или иные поступки, ребенок подсознательно усваивал некие социальные нормы поведения. Дружба, любовь, сострадание и прочие этические понятия крепко оседали в голове несмышленышей. И перетекали в жизнь. 

Лишили сладкого

 

Самый главный вопрос: что считать детским кино — то, что выбирают дети, или то, что снимают для них взрослые? Разберемся, что смотрят сами дети. В редкой семье родители не закупают сборники старых детских сказок, и те пользуются успехом. Правда, если дорогу не перебегут какие-нибудь черепашки ниндзя. Пообщавшись с одним из создателей «Князя Владимира», узнала грустную вещь: намечавшемуся прокатному успеху помешал американский мультфильм «Мадагаскар» — и сорвал кассу в 40 млн. долларов. Наш «Князь…» даже не окупился.

Что в этом плохого? Сравните «Ну погоди!» и «Том и Джерри», два детских мультика-экшн, построенных на динамичном развитии сюжета. На первый взгляд они похожи, на второй — в «Томе и Джерри» нет положительного героя, который одерживал бы победу. В «Ну погоди!» — есть. И Волк, и Заяц находчивы, талантливы, но разделение на «белое-черное», так необходимое ребенку, никуда не делось.  

Второе «но» иноземного засилья: это их национальное детское кино. Снятое с учетом их менталитета, культуры, самобытности. Куда подевалась наша? Если вы не согласны, то ответьте мне, пожалуйста: плакал ли ваш ребенок после просмотра американского или японского мультика? Вот и я о том же. Грустно и другое: ребенок остается ребенком, пока верит в чудеса. Современные дети слишком рано взрослеют. Не оттого ли, что их лишили сладкого, возможности сопереживать и верить в чудо? 

Можно ли ограничиться только старыми сказками? Приходится. Беда в том, что в них не хватает современных привлекательных ноток, а в «Человеке-пауке» их с избытком. Правда, не нашей, а заокеанской. Потом, до 18 лет ребенка на «архивном» материале не продержишь.

Цифры

 

В советское время ежегодно выпускалось 150 фильмов, из них 30 были детскими. Сегодня выпускается 60 — 80 российских фильмов в год, из них 2-3 фильма — для детей. А сейчас еще и кризис, чтоб ему неладно.  Только 2 процента российских семей готовы потратить более 500 рублей на культурное развитие ребёнка. У большинства семей 50 рублей отведено 
на походы в театр, кино, филармонию и покупку детских книг. 

Почему оно исчезло?

А вот это вопрос из вопросов. Ответить на него сложно. Нет денег? Да. Нет желания снимать и прокатывать по стране? Безусловно. Что делать в такой ситуации — еще непонятней. Профессионалы твердят: нужны государственная поддержка, высокие гонорары, чтобы потянулись в детское кино мастера. Но сейчас о таком развитии событий не может быть и речи. Получается, по ДК впору заказывать тризну? Лично я просто надеюсь на то, что оно когда-нибудь вернется — умное, веселое, с отличными песнями, русской душевностью и полным отсутствием продакт-плейсмента в кадре… 

Саша ВАСИЛЬЕВА