Почему «АвтоВАЗ» наSkodил?

В середине января вступило в силу постановление Правительства РФ об увеличении таможенных пошлин на иномарки. Как и предсказывали эксперты, это привело к росту цен практически на все машины. С Нового года автомобили подорожали у разных производителей на 1-15%. С какой только стати и на ВАЗовские машины цена выросла? Попытаемся разобраться.

Если увеличение тарифов касается только машин иностранного производства, то почему подорожали и собираемые в России? Причина — инфляция и колебания курсов на валютном рынке: рубль падает по отношению к доллару и евро. Запчасти ведь все равно из-за рубежа везут.

Например, автомобили Skoda, производимые в Калуге, подорожали на 1-2%. Модели из самой Чехии выросли на 8-11%. Разница все же есть. Остается загадкой, почему при такой интенсивной поддержке нашего автопрома цены в конце января на «Классику» и «Самару» повысились в среднем на 4,5 тысячи рублей, «Лада Калина» и «Приора» подорожали на 6-10 тысяч рублей. На явную, мягко говоря, неэтичность шага «АвтоВАЗу» было указано даже из самых высоких кабинетов. У рядовых автолюбителей взять комментарии невозможно, потому что это не что иное, как площадная брань.

Некоторые эксперты главной причиной подорожания автомобилей в России называют снижение курса рубля к доллару и евро. Они считают, что автопроизводители в любом случае снижать цены не будут: «Нельзя продавать машины ниже себестоимости, лучше вообще остановить производство», — подчеркивают эксперты. Кстати, «АвтоВАЗ» именно так и поступил: только 2 февраля закончились долгие каникулы. До конца месяца конвейеры завода будут работать четыре дня в неделю и в две смены по шесть часов вместо восьми.

В январе — феврале в России будет произведено 110 -120 тысяч легковых и коммерческих автомобилей, прогнозируют аналитики. Отечественные автозаводы загружены лишь на треть мощности: в это же время год назад в России было собрано 220 000 машин.

Причина — резкое снижение спроса на автомобили. Резонный вопрос: зачем поддерживать то, что никому не надо?

Что касается повышения цен на иномарки, выпускаемые у нас, то причина общая для всех импортозависимых стран, к которым относится и Россия. Пока что мы в основном только собираем машины из импортируемых деталей. Нас просто используют как дешевую и не очень квалифицированную рабочую силу.

Нашим машинам не дорожать надо, а дешеветь — может, кто-нибудь купит. Хорошо, что хоть в чем-то мы следуем развитым странам. Не качеством, так ценой.

Роман БУРМАКИН