Бэби-бум в калужском стаде

26 января наконец наступил Новый год по восточному календарю. Китайцы уверяют, что править годом будет земляной бык. Им, конечно, виднее, но у нас и свои быки найдутся. Например, зубры. Для тех, кто еще о них не слышал, сообщаю, что водятся рогатые на границе Калужской и Орловской областей, в государственном заповеднике «Калужские засеки».

 

«Ловушка» для зубра

В заповедники запрещается завозить животных, которые никогда не водились на их территориях. Но зубры в калужских лесах были. Правда, постепенно вымерли. Появились вновь ровно десять лет назад. В 1999 году из Орловской области на юг Калужской забрело небольшое стадо, через два года оно вновь посетило наши леса, и тогда-то было принято официальное решение их придержать. Ведь зубр — зверь лесообразующий. С его приходом начинает восстанавливаться характерная для данной местности растительность.  

Как задержать? Создать «зверовые» участки, где нельзя охотиться, зато животным раздолье — в голодные времена подкормят, если будет такая необходимость, то и защитят.

Первоначально в калужскую группу зубров входило всего пять коров и несколько быков. Когда они только-только начали осваивать территории Южного участка «Калужских засек», в приплоде преимущественно было телочки, лишь в последние годы бычков стало больше. А общее число новорожденных с засечной пропиской — 33 теленка. Кстати, калужские зубры «поддержали» Год семьи небывалой рождаемостью: 11 телят за 12 месяцев! И это только в старом стаде, которое уже насчитывает четыре десятка животных. В октябре сюда была завезена еще одна группа зубров… 

Царство матриархата

Чтобы сформировать новое стадо, в нашу область привезли быка-двухлетку Муфлая и зубрицу Мутену 1998 года рождения. Пока что группа из десяти голов только адаптируется. Вольная жизнь у этих зубров еще впереди. 

Зубры — звери, тяжело приручаемые, но у них очень крепкие семейные группы. Все взрослые смотрят за телятами и при любой опасности сгоняют их в кучу и заслоняют собой. В стаде царит матриархат — лидером является самка. Кстати, каждого быка здесь зовут по-разному. В основном имя начинается на «Му». Оно и понятно, быки все-таки, пусть и дикие. Есть среди них и «старожилы», которых привезли не из заповедников, а из зоопарков.

Например, Боря. В «Калужских засеках» он почти с самого начала — с 2001 года. Ходит вместе с многочисленной «вольной» группой, спокойно, неторопливо, как и подобает «царю калужского леса». Любит пожевать сено в мороз. Вообще-то лакомство для зубров — мешок пшена, насыпанный щедрой рукой сотрудников заповедника. А самая страшная угроза — охотники. 

Пир «мясников»

— Браконьерство в России приняло страшные формы, — рассказал нам директор ГПЗ «Калужские засеки» Сергей Федосеев. — В Европе с их менталитетом проще. Потому у них нет таких природоохранных зон, как в нашей стране. У нас приходится создавать заповедники и национальные парки. Последние в плане охраны куда эффективнее. Нарушителям режима грозит не только штраф, но и уголовная ответственность. Но все равно у нас очень много «мясников». 

За весь прошлый год было зафиксировано 33 нарушения, из них десять — по охоте. Трех браконьеров схватили на месте при попытке отстрела животных. За что и поплатились: охота в заповеднике обходится злоумышленнику штрафом в размере двух тысяч рублей. Ну а убить зубра — значит нанести государству вред, который оценивается природоохранным законодательством в 120 000 рублей. Хотя разве в деньгах дело? 

Цинично, но против буквы закона ничего не попишешь, как, впрочем, и против организованных охотничьих групп. Да, и такие у нас имеются. Увы, куда лучше вооруженные и оснащенные, чем защитники леса. 

Звериный навигатор

Чтобы как-то отследить перемещения зубров, в ноябре прошлого года впервые в России на двух представителей калужского стада были надеты ошейники с GPS-передатчиком. Они передавали данные в режиме реального времени. Почему не ГЛОНАСС? Как оказалось, у отечественной разработки есть «маленький» недостаток — их нужно каждый день подзаряжать, то есть обездвиживать животное, снимать ошейник, потом вновь надевать. Для этой операции зубра надо усыпить, причем заниматься этим должен приглашенный специалист. В общем, чересчур хлопотно и затратно. 

Сейчас те два ошейника сняты — их необходимо доработать, сделать более энергоемкими. Хотя это не главная головная боль директора ГПЗ. По словам Сергея Васильевича, нужно в первую очередь найти новые источники финансирования. Кризис «урезал» бюджетные деньги, а стадо в финансах ничего не смыслит. Видно, не оно одно: по мнению чиновников, зубры — звери дикие, сами могут выжить, и да поможет им Год быка…

Фёкла СОЛНЦЕВА.