Закон франчайзингу не писан

Оглянитесь вокруг… Новые магазины и кафе вырастают как грибы. Никто не задавался вопросом — откуда они? Неужели в нашем городе столько успешных бизнесменов, менеджеров, дизайнеров, что все это довольно неплохо выглядит и успешно работает? Сомневаюсь. Давайте рассмотрим, что из чего растет. А растет в основном из франчайзинга.

Что это такое — Ф?

Франчайзинг

Франчайзинг — это такая штука, когда успешная фирма начинает тиражирование малых предприятий. То есть попросту продает права на свою торговую марку. Фирма-покупатель получает возможность действовать от имени фирмы-продавца. Помимо единовременной платы, зачастую взимается еще и роялти (периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав).

В России франчайзинг появился только в 1992 году. Компания "Дока-пицца" развернула сеть почти из тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять. Имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество да и вся технологическая пирамида рухнули. Из примера видно, что концепция данной формы бизнеса зависит от отлаженных договорных отношений франчайзера и франчайзи.

В Гражданском кодексе РФ есть лишь одна из форм франчайзинга — договор коммерческой концессии, который лишь с большой натяжкой можно назвать аналогом договора франчайзинга.

Привлечение капитала

В условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальна проблема привлечения капитала для открытия новых предприятий. Как правило, большую часть капитальных затрат при создании новых объектов франчайзинговой компании берет на себя франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные затраты, самостоятельно приобретает необходимые помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля, покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала. Можно уверенно назвать эти средства эффективно привлеченным капиталом. Средние затраты франчайзи на создание одной точки — около 1,5 млн рублей. Для того чтобы поставить на ноги собственное дело, нужно в разы больше.

Скорость развития

Франчайзинг значительно выигрывает в скорости в сравнении с бизнесом "с нуля". Сравнительно высокие темпы роста сети достигаются тем, что не надо искать деньги на капзатраты.

Как показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем организовать собственное подразделение. Местные бизнесмены лучше знают специфику своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом. Соответственно они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра. Знание локального рынка изнутри — большое преимущество франчайзи. Но не все фирмы склонны думать так же. На это есть множество причин.

Франчайзи может стать конкурентом

Печально, но факт. Законодательство от этого не защищает. Взять хотя бы опыт "Крошки-картошки", когда возникло более десятка аналогов, которые эксплуатировали идею и систему работы компании, не имевшей инструментов пресечения подобных злоупотреблений. Проблема, которую действительно невозможно эффективно решить, — это охрана информации. Механизм охраны законодательством предусмотрен. Однако привлечь к ответственности за разглашение крайне сложно.

Контроль качества

Классическая проблема — контроль над франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом и часто хочет принимать решения самостоятельно, хотя его мнение, как правило, никого не волнует. Поэтому компании, которые следят за своей репутацией, пишут целые фолианты, рассказывающие, как и что делать. Но только это не всегда помогает.
Бывает и так, что, узнав все секреты бизнеса, бывшие партнеры становятся конкурентами. А если они работают плохо, не соблюдают стандарты сети, то еще и портят репутацию бренда. 

В нашей песочнице

Калуга — город развивающийся. Нашу землю уже вовсю "пашут" такие бренды, как Incanto, Springfild, Спортландия, Columbia и многие другие. Судя по тому, что бизнес их еще не развалился, в скором времени должны прийти на наш рынок еще какие-нибудь гиганты. А это новые рабочие места, процветание и прочие блага. С другой стороны, мы помогаем кому-то зарабатывать деньги. Нет, сами, конечно, тоже зарабатываем, но не столько, как если дело было б собственное. То же самое касается и автомобильных заводов. Ощущение, как будто отечественный автопром решили прикрыть весьма изощренным способом. Мне кажется, что франчайзинг хорош для бизнесменов, но не для страны. Потому что это упущенная прибыль.

Роман БУРМАКИН. Фото автора.