Платье голого короля

Эта история началась в одно из сентябрьских воскресений, когда по традиционным семейным делам я отправилась в район Северного. И в очередной раз заметила группу аккуратно одетых женщин, которые обсуждали какие-то церковные, как мне тогда показалось, дела. Я знала, что где-то неподалеку располагается христианская пятидесятническая община, а мои попутчицы всегда выходили на одной и той же остановке, но никакой уверенности в связи этих двух фактов у меня не было. В то утро природное любопытство взяло верх: я решила увидеть воочию, куда же они направляются. 

На Небесной улице

Женщины пересекли просторный двор и, пройдя по тропинке к воротам, направились к недостроенному зданию, вход в которое скрывала маленькая дверь. Опознать снаружи, что здание используется, причем активно, было просто — вид, простите, неопрятный, но обжитой. Войдя внутрь, я оказалась в ярко освещенном коридоре, наполненном гулом мужских, женских и детских голосов. В том, что это та самая община, о которой рассказывали знакомые, можно было не сомневаться. В убранстве помещения ненавязчиво присутствовала христианская символика, из уст вновь прибывших звучали характерные приветствия. 

Дамы уже давно прошли вперед, так что дорогу до раздевалки и молельного зала мне показали два подростка. Чуть дальше слева по коридору оказалась открыта дверь в комнату, напоминающую класс, где толклись дети, справа — что-то вроде столовой с горой пряников на одном из столов. Прямо — широко распахнутые двери в молельный зал с широкими скамьями, экраном на стене и несколькими десятками людей, которые общались между собой как старые знакомые.
Здесь же в молельном зале — лотки с книжками, кассетами религиозной тематики, часть авторов — англоязычные. Я уселась на скамью и стала ждать начала службы.

Конференция

В сентябре этого года община отметила 17 лет со дня основания. Размах праздника сказался на географии и продолжительности: сюда приехали гости из других государств, а вместо привычной службы по воскресеньям конференция «Единая церковь в единой мечте» проходила в течение нескольких дней.  

Началась служба с пения. Да-да, как минимум часового хорового пения а-ля караоке: на большом экране бежали строки религиозных текстов, ВИА на сцене задавал тон, а прихожане, подтанцовывая и вскидывая руки вверх, пропевали: «В Иисусе — наша сила».

Потом слово взял старший пастор церкви Альберт Раткин. Он объявил, что перед началом проповеди братья и сестры посмотрят два фильма: первый — приветственное поздравление от лидера российского пятидесятничества Василия Ряховского, второе — небольшой фильм об истории «Слова жизни» и о том, каким испытанием подвергалась она в течение этих лет. Сказано — сделано. На экране мелькали кадры записей многочисленных проверок, общих праздников, страницы едких публикаций в местной прессе. 

Вообще, во время всей службы тема гонений, несправедливости со стороны властей и силовых структур поднималась неоднократно. Звучала она из уст Ряховского, Раткина, Соковича. Но каждый раз итогом было жизнеутверждающее — с нами Иисус, значит, правда на нашей стороне.  

Лекцию белорусского пастора Александра Соковича прихожане прослушивали с тетрадками в руках. Меня, человека пусть и не воцерковленного, но православного, глумительская интонация, которой он пользовался с фарисейским размахом, немного разозлила. Зачем произносить слово «страдание» с гримасой злого клоуна, растягивая гласные? Ну не нравится вам РПЦ, и что? Ну да Бог с ним.  

Поименное приветствие новичкам должно было вселить в них чувство семейного единения, как и многочисленные тактильные контакты. Во время пения братья и сестры не раз обнимали соседей, произнося хвалу Иисусу. То ли мне не хватает искренности, то ли профессия дает о себе знать, но происходящее напоминало сцену из американского кино о благочестивых проповедниках.

Угроза для жизни

А теперь о том, что же вызвало праведный гнев несостоявшейся неофитки. Сочетание нескольких понятий: деревянных и прочих легко воспламеняющихся элементов внутреннего оформления, обилия электрических приборов, явно недостроенного помещения и детского присутствия. В то же время руководство «СЖ» продолжает сетовать на бесчисленные проверки — не менее десяти за два года, и бесконечные судебные разбирательства, впрочем, ни к каким серьезным последствиям, если не считать потраченных нервов, не приводящие.  

Но, простите, а если, не дай Бог, в непроверенном пожнадзором здании случится пожар, причем в то самое воскресенье, когда туда придут дети? Кто тогда возьмет на себя ответственность за их жизни? Или все уже забыли о пожарах в домах престарелых на Кубани, в Ставрополье, Белгородской области? В 2006 и 2007 годах проверки в «СЖ» проходили, но в этом — нет, и случись что с детьми и женщинами, регулярно посещающими это здание, видимо, придется списывать на трагическое стечение обстоятельств. Виновных, конечно, найдут, но что толку? Хороша ложка к обеду.  

Паства

Нет, никто не говорит, что «Слово жизни» — это нехорошее место. Здесь не торгуют оружием или наркотиками, так, обыкновенная спекуляция на людских страхах и тяге к радости. Недаром рефреном на недавно состоявшейся конференции было «нет страданиям». Можно петь русифицированные спиричуэлс и, незаметно для себя, опускать купюру в мягкую копилку для милостыни. 

Вот это маркетинг! Учиться надо у таких людей: не самые глубокие, но простые слова приносят доход, и немаленький. А ведь еще есть продажа книг и прочей продукции религиозного содержания — со скидками, но без чеков (кассовых аппаратов я нигде не увидела), воскресная школа, за посещение которой родители платят взносы, материальная помощь от прихожан и, по слухам, от заокеанских друзей. 

Впрочем, главное — пополнять общину новыми «источниками», даря им ощущение гордости за совершение благих дел. В качестве примера — приблизительная цитата из речи Александра Соковича: «Не зря в голову губернатору пришла мысль сделать из Калуги город-миллионник. Половина из этих людей должна быть наша… Амин…». 

Кстати, ничуть не сомневаюсь, что пастырь «СЖ» предаст меня за все изложенное анафеме. Честное, слово, мне все равно. Тем более что в мире нет ничего однозначного, особенно в вопросах веры. К примеру, прихожан, посещающих эту церковь в течение десяти и более лет, она спасла от тоски и безнадежности, подсказывая простой и легкий, свободный от «страдания за веру» путь к радости. То, что происходило в этом здании, заполняло пустоту внутри, скрашивало одиночество и на простейшем языке объясняло, как достичь успеха. «СЖ» стало их домом, иначе не писали бы они, как свидетельствует городская прокуратура, письменных обращений к Президенту, не гневались на городские власти, желающие переселить церковь с нынешней территории, попадающей под крупное строительство, на другой участок. 

Наслушавшись про гонения на «СЖ», я решила выяснить, а о чем, собственно говоря, идет речь? Результаты этих поисков читайте ниже. 

Наследие 90-х

В 1993 году УВД продало здание недостроенного физкультурно-оздоровительного комплекса вместе с принадлежащим ему земельным участком Российскому общественному союзу христиан веры евангельской «Слово жизни». Здание вступило в стадию ремонта, в которой и пребывает до сих пор. Беда в том, что в недостроенном помещении в доме №7 по улице Небесной нельзя проводить массовые мероприятия, а они имеют место быть.  

Профессионалы разводят руками, а у вашей покорной слуги возникает множество вопросов. К примеру, как можно было регистрировать право собственности на не сданное в эксплуатацию, по сути своей, несуществующее официально здание? Как можно было присваивать ему номер 7? Ведь логика требует другой последовательности — сначала здание, потом номер. Иначе получается, что я могу купить кусок земли, пойти оформить адрес «Небесная, избушка на курьих ножках» — и никто не проверит, существует ли избушка в реальности. Потом спокойно отправиться в управление министерства юстиции по Калужской области и зарегистрировать религиозную организацию или христианскую гимназию. Ведь для этого нужно всего лишь оформить право собственности на здание/участок либо предоставить гарантийное письмо. И все: можно учить детей, проводить конференции и так далее, и тому подобное. 

Эксплуатация  

А вот с этим понятием начались проблемы практически сразу после того, как я попыталась разобраться в теме. Непонятно, чем отличается такое не эксплуатируемое здание от прочих, сданных официально? Напоминаю: все описанные события происходили по адресу: Небесная, 7, в том самом здании, куда сейчас не могут зайти ни пожарные, ни санитарный контроль (Роспотребнадзор).

Почему не могут? Говоря языком простым, а не юридическим, пожнадзор не может проверять помещение, не сданное в эксплуатацию (!), санитарная служба — проверять культовую организацию (!). Как говорят юридически грамотные специалисты из контролирующих организаций, нет оснований для проверки. За последний год их не оказалось и у городской прокуратуры, и у ОБЭП, и прочих-прочих-прочих.

Может быть, я чего-то не понимаю, но если в помещении без всякой конспирации — приходи любой, тебе будут рады! — проводятся международные конференции, с участием представителей не просто других регионов, но и стран, то говорить об отсутствии эксплуатации не приходится. И разве это не нарушение закона?

Из интервью главы РАЦИРС Александра Дворкина «РГ» от 14 декабря 2007 года

«РГ»: Самые крупные, опасные, экзотичные секты России?
Дворкин: Систематического мониторинга в стране на эту тему никто не ведет. Но по нашим оценкам, в России сейчас около 80 известных сект. Если учитывать мелкие, никому не известные, то можно насчитать и 2-3 тысячи. 
…Сектанское движение, самое распространенное и многочисленное сегодня в России — «неопятидесятники», насчитывающее, по нашим оценкам, до 300 тысяч человек. Секта опасная, по данным исследования, проведенного шведскими психиатрами, у 93 процентов членов «Слова жизни» наблюдается резкое ухудшение психического состояния, 63 процента посещают навязчивые мысли о самоубийстве, 25 процентов совершали попытки самоубийства. Она носит разные названия — «Слово жизни», «Живая вера», «Живая вода». Частая смена названий — характерная черта тоталитарных сект.
«РГ»: А каково их «учение»?
Дворкин: Неопятидесятник, он же настоящий христианин, должен и обязан быть богатым, здоровым, счастливым, процветающим.
«РГ»: Неужели получается?
Дворкин: Получается, поскольку используется «синдром платья голого короля». Помните сказку Андерсена?». 
Чем больше узнаешь подробностей о маленькой «холодной войне» между государством и «Словом…», тем больше удивляешься, насколько беспомощными могут выглядеть те, в чьих руках закон и полномочия по его защите. Вот так. Халилюля, как говорит пастор.  

Саша ВАСИЛЬЕВА.