Как нитка за иголкой 1

Как нитка за иголкой

Хроника ушедшего быта наших предков – выставка вышивки семьи Шапиных в Калужском музее изобразительных искусств. Экспозиция «Калужская городская вышивка: традиции одной семьи» приурочена к годовщине создания Калужской области.

Не только женщины, но и мужчины этой семьи занимались рукоделием, по сию пору вышивают Евгения Анатольевна Шапина и ее сын Андрей. Вы увидите скатерти, салфетки, свадебные рушники, подзоры на кровать, вышитые несколькими поколениями более чем за сто лет! Самое давнее изделие пришло из 1875 года.

Вышивка Самарской, Воронежской и Липецкой областей, представленная в экспозиции, также создана членами этой большой семьи. Вы увидите вышивку крестом и гладью.

Как нитка за иголкой 2

Вышивка крестом уходит корнями в эпоху первобытной культуры. Изначально материалами для нее были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы. Иглы тогда выделывались из дерева, кости, рыбьих костей, щетины…

В современном вышивании крестом основой является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест».

Если на канве рисунок не обозначен, то эта техника именуется счетным крестом, и мастерице приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков. Конечно, на выставке все работы оригинальные, они выполнены в этой технике.

Как нитка за иголкой 3

Наши пращуры вышивкой украшали те части костюма, через которые, по представлениям наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека: ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан).

Важную обрядовую роль на протяжении всей жизни человека играли полотенца: от рождения, крестин, свадьбы и до похорон. Поэтому вышивке в отделке полотенец уделяли большое внимание, что вы заметите на экспозиции.

Во время засухи, эпидемий все женщины одного селения в течение одного дня ткали и вышивали «обыденное» полотенце («об один день»). По поверьям крестьян, оно обладало магической силой и могло отвести бедствие от села. И почему в пандемию об этом обычае не вспомнили!

Во многих исследованиях, в частности, трудах академика Рыбакова, расшифровано значение узоров. В них особый смысл придавался солярным знакам — символам солнца. Ими считались круг, прямой четырехконечный крест, круг с радиусами, круг с вписанным в него крестом. Солярные знаки часто вышивались рядом со всадниками, олицетворявшими солнечное божество. Вышивая эти знаки, мастерицы как бы молили солнце послать больше тепла на поля, согреть все живое своим светом.

Как нитка за иголкой 4

Ряд женских фигурок с поднятыми вверх руками изображал эту мольбу. Вестниками солнца были многочисленные птицы – павы, петухи. Ромбы были символами плодородия, они изображали крестьянские поля. Ромбы с перекрестьем посередине — засеянное поле, ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами — поле, давшее всходы.

Придите на выставку до 30 июля, она вдохновит вас перебрать сундук вашей бабушки и отыскать там рукотворные заклинания.