Сегодня наше путешествие в старую Калугу будет связано с транспортом. Не раз в калужских публикациях встречались торжественные материалы, посвященные первому калужскому троллейбусу. Старый добрый автобус позабыт. Давайте же вспомним о нем.

Считается, что первые автобусы появились на улицах города в самом конце 20-х годов прошлого столетия. Возможно, этот недостоверный факт связан с фильмом «Крупная неприятность» (он же «Золотая колесница»), первой известной лентой, снятой в Калуге в 1929 году. В нескольких сохранившихся эпизодах по городу курсирует автобус. Будущая столица региона видна, например, в сцене у Гостиных рядов.

Вот интересная выдержка из сценария этой картины: «Тихий провинциальный городок в 15 верстах от железнодорожной станции. Каждый день туда лихо подкатывают к поезду ямщики, краса и гордость городка. Ямщики конкурируют друг с другом, катают девушек, ухаживают за ними. Девушки мечтают о принцах с золотой колесницей. Ямщицкое благополучие неожиданно было нарушено появлением в городе удивительно большой золотой колесницы — автобуса. Жизнь городка перевернулась. Автобус ходил между станцией и городом, места брались с бою, девушки забыли ямщиков. Не попавшие в автобус мальчишки кучками бегали за ним по улицам. Начались жестокая конкуренция и состязание с «золотой колесницей». Ямщики поломали свои фаэтоны, загнали лошадей, потеряли девушек. Последние были очарованы принцем, правившим машиной. В своей борьбе ямщики не останавливались перед вредительством. Но машина все же брала верх. Кропотливая и маленькая в начале работы ячейка Автодора выросла в большую. Строится шоссе. Ямщики на своих лошадях подвозят материалы для постройки шоссе. Мечта девушки о принце и «золотой колеснице» сбылась. Она в ней едет со своим избранником».

Мы еще вернемся к этому фильму, а пока сообщу о том, что впервые в Калуге автобус появился в 1909 году. Газета «Калужский курьер» от 2 июля сообщала: «28 июня в Калуге начались правильные рейсы автомобиля на 14 человек, включая шофера и контролера, по маршруту от Городского сада (сейчас — парк культуры и отдыха. — Прим. автора) до станции «Калуга» (вокзал Калуга I). В пути было две остановки — около мужской гимназии (КГУ) и Московских ворот (между современной филармонией и Дворцом спорта). За проезд одной станции взимались 4 копейки, за весь маршрут – 12 копеек».

Любопытно, но в нашем тихом городке первый автобус появился всего-то спустя три года после начала автобусного движения в России. Конечно, были недовольства и стычки с водителями гужевого транспорта, но вернемся в двадцатые, послереволюционные годы.

В 1922 году в калужской прессе появляется следующая публикация: «Автотранс» ввел в Калуге автобусное движение. Пока переведен в Калугу из медынского гаража один автобус. В ближайшее время будет переведен другой. Автобус ходит ежедневно из города на вокзал и обратно. Остановки: Дом крестьянина, гостиница «Кавказ», Коммунальная гостиница, потребсоюз, горсовет. Рабочие станции Калуга пользуются утром и вечером (путь на службу и обратно) — пятидесятипроцентной скидкой. С введением второго автобуса не мешало бы установить сообщение с лагерем имени Коминтерна, а воскресные и праздничные дни — с Заочьем». Это был все тот же первый маршрут автобуса от вокзала до Гостиных рядов.

В 1933 году газета «Коммуна» («Знамя») сообщала: «На единственном автобусном маршруте от железнодорожного вокзала до Гостиного ряда курсируют три маломестные машины, из которых две выбывают из строя на целые дни. До сих пор не установлено точное место остановок, но с 1933 года намечается пустить десять 23-местных автобусов, хотя средства на это все время урезывают».

Надо заметить, что при таком автобусном сообщении ямщики из Калуги никуда не делись и пользовались большей популярностью у горожан. Тем более что маршрут определял пассажир. В сороковых, послевоенных, годах число маршрутов постепенно увеличивалось, и к семидесятым их стало больше десяти.

На этом можно поставить точку в этой истории. Отмечу лишь, что вообще первый транспорт начал работать в Калуге в XVII веке. В середине 1600-х в городе появилась Ямская слобода. Сейчас на ее прежней территории пролегают улицы Московская, Карла Либкнехта, Билибина и Ленина. Улица Ямская, где селились извозчики, в современной Калуге занимает участок улицы Ленина от концертного зала до вокзала. Но это уже совсем другая история.

Фото из архива Антонины ИВАНИНОЙ.