Театр родины Аксакова 3

Театр с родины Аксакова

Вереницей ярких разнообразных зрелищ стали гастроли Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан на сцене нашей драмы.

Очень далеко Уфа от Калуги, а по культуре – родная сестра. Ведь замечательный писатель, страстный театрал Сергей Аксаков родился и жил в Уфе, а его прогрессивный сын работал в Калуге следователем.

Театральная традиция Уфы долга, ведь самый первый спектакль, «Пан Бронислав», там сыграли в 1772 году польские ссыльные и произвели на публику неизгладимое впечатление. Хотя театр, собравший в Калуге аншлаговые залы, основан в 2005 году, но ведет свою родословную с 1861-го. Тогда по инициативе жены уфимского губернатора, сына автора «Аленького цветочка», в городе построили первое театральное здание.

Русский драматический театр Республики Башкортостан – участник и призер всероссийских и международных фестивалей разных лет, в том числе Летнего фестиваля в Тоскане, международного фестиваля «Искусство объединяет. Республика Башкортостан – Королевство Нидерландов — Германия».

В программе калужских гастролей — мюзикл «Голубая камея», который, если судить по продолжительности оваций, получил приз зрительских симпатий. Его авторы — композитор Ким Брейтбург и поэт Карен Кавалерян, в тандеме создавшие множество ярких произведений этого жанра. Брейтбург написал более 600 песен, в том числе «Голубую луну». Кавалерян — девятнадцатикратный лауреат телевизионного фестиваля «Песня года».

Театр родины Аксакова 5

Премьера спектакля «Голубая камея» прошла в Уфе в 2009 году, и он до сих пор идет на сцене. Потом хит поставили в Красноярске, Минске, Нижнем Новгороде, Симферополе…

Первоначально, помимо артистов Русдрамы, в спектакле играли два солиста Башкирского государственного театра оперы и балета, два студента Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова и двадцать юношей и девушек «с улицы», но с высшим музыкальным образованием, отобранных из трехсот с лишним претендентов в ходе кастинга.

Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России и Республики Башкортостан Михаил Рабинович придал действию динамизм. Музыкальный руководитель постановки Валерия Брейтбург и хореограф Николай Андросов сделали спектакль легким и звонким.

Мюзикл стал феерическим зрелищем благодаря роскошным костюмам и декорациям, над которыми работала легендарная Алла Коженкова. Лауреат премии «Хрустальная Турандот» сотрудничала с Юрием Завадским, Камой Гинкасом, Аркадием Райкиным, «Служанки» Виктюка с костюмами и декорациями ее авторства идут уже 35 лет.

Выразительные декорации меняются: сначала это императорский дворец, затем — улицы Венеции. Далее друг друга сменяют венчание на корабле, застенки Петропавловской крепости и площадь перед императорским дворцом.

Голоса для постановки подобраны в соответствии с характерами персонажей. У императрицы, Ирины Аринушкиной, — владычный меццо, у юной княжны — женственный голос Анны Бурмистровой, у злодея Шустова — баритон Тимура Гарипова. Покорил зал герой Орлов, Руслан Воротников.

В основу сюжета положена история княжны Таракановой, к которой добавили счастливый конец. Екатерина II узнает, что в Европе появилась самозванка — княжна Тараканова, которая выдает себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского и якобы претендует на российский престол. Императрица придумывает коварный план, чтобы заманить княжну в Россию и расправиться с конкуренткой.

В феврале 1775 года Тараканова была арестована в Италии графом Орловым, доставлена в Россию и заключена в Петропавловскую крепость, где умерла от туберкулеза. На известной картине художника Константина Флавицкого судьба авантюристки еще ужаснее, она гибнет в каземате во время наводнения. Понятно, что для мюзикла такая история не годилась.

Поэтому финал истории изменили. В новой версии граф Орлов, отправленный Екатериной Великой в Италию разыскать и доставить в Санкт-Петербург юную княжну Елизавету Тараканову, неожиданно для себя влюбляется в красавицу, которой по сюжету российский трон вовсе не нужен.

Ради спасения любимой Орлов решает жениться на ней, но из-за происков лизоблюда Шустова Елизавету заключают в Петропавловскую крепость. Благодаря голубой камее с имперским вензелем, которую княжна всегда считала наследством матери, императрицы Елизаветы, фрейлина Екатерины II княгиня Пашкова узнает в ней свою дочь. И бедняжку выпускают на свободу к любимому.

Такой поистине праздничный спектакль, где бисы сливаются с овацией, кажется, должен быть в репертуаре каждого театра. И обменные гастроли с разными театрами – хотя бы пять раз в год.

Фото из архива Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.