театр абсурда 02

Театр абсурда

Сверхактуальной премьерой под занавес сезона порадовала зрителей Калужская драма. «Хармсюита» так точно откликнулась на веяния времени, как горемычному писателю и не снилось. Инсценировка, режиссура, музыкальное оформление Константина Тришина напомнили традиции театра абсурда.

Театр абсурда — направление во французском театральном искусстве, возникшее в начале 1950-х годов. В абсурдистских пьесах в отличие от логичных пьес обычной драматургии автор описывает проблему, постоянно нарушая логику.

Поэтому зритель, привыкший к Шекспиру и Островскому, оказывается сбит с толку и испытывает дискомфорт, что и является целью. Автор хочет, чтобы зритель избавился от шаблонов в своем восприятии и взглянул на свою жизнь по-новому.

Даниил Хармс (1905 — 1942) на этой дороге оставил далеко позади знаменитых Ионеско, Беккета, Жене. Не напрасно Хармс сегодня востребован в «Гоголь-центре», театре Романа Виктюка, «Сатириконе»…

Художник-постановщик Людмила Некрасова создала местность таинственную, как в фильме Дэвида Линча. Из занавеса выросли гигантский моргающий глаз Одилона Редона, ухо Ван Гога. Художник по костюмам Оксана Богданович одела фантасмагорических персонажей под стать текстам.

На сцене – клоунада, сложнейший для артиста материал. Премьером спектакля стал Дмитрий Трифонов, ожививший картины Рене Магритта. В спектакле участвуют Анна Сорокина, Светлана Никифорова, Есения Балахнина, Нина Сударикова, Кристина Стебунова, Алексей Чепелев, Григорий Добрынин. Все они играют по несколько персонажей, которые к тому же видоизменяются на глазах.

Пересказать спектакль нет ни смысла, ни возможности. Но главную сверхзадачу искусства он выполнил. Как и нашумевшая трагикомедия «Папа» с Сергеем Маковецким, которую калужане увидят на Арене КТЗ 7 июня, спектакль о том, что самое ценное – жалость, сострадание.

Режиссер оттенил нелепость происходящего на сцене предельно гармоничной музыкой Моцарта, Баха, Бетховена. «Только чушь» в одном действии начинается десятиминутной беззлобной пантомимой «кошечки и собачечки».

В мир людей нас сводит рассказ самого Хармса о том, как он родился трижды. Потом в «История сдыгр аппр» пациент попросил врача пришить ему ухо к щеке: «Такова моя воля!». Действительно, вы что, против толерантности?

Потом тонул в реке командир полка Сепунов, а «много народу глазело». И все-таки он утонул. «Народ начал расходиться». Так ведь теперь и в школе учат, что помощь нельзя пытаться оказать, это опасно. Ну и что, что человек упал. А вдруг он притворяется, а сам ножом пырнет? Врача сейчас могут засудить за помощь, оказанную в нерабочее время…

И героиня сдирает с рук бесконечные красные перчатки, как Соланж в «Служанках» Жене — Виктюка. И обыватели превращаются в Адаму и Еву, летящих, как на картине Шагала…

Хармс — загадочный гений или сумасшедший? Даниил Ювачев — сын бомбиста, революционера-народовольца, которого Чехов изобразил в «Рассказе неизвестного человека». Мать возглавляла «Убежище для женщин, вышедших из тюрем Санкт-Петербурга».

Юноша рано увлекся авангардным искусством, став одним из основателей «Объединения реального искусства» (ОБЭРИУ). Его псевдоним может происходить от французского слова charm, которое означает обаяние, от английского harm — вред.

«Среди моих знакомых… не осталось ни одного настоящего мужчины и живого человека. Один зевнет, если заговорить с ним о музыке, другой не сумеет развинтить даже электрического чайника, третий… подведет и окрутит вас так, что потом только диву даешься».

Если ситуация вам знакома, идите на спектакль.