мусор 02

«Ножницы» для мусора

Весной в разных населенных пунктах области почти всегда встает вопрос переполненных мусорных контейнеров.

Напуганные запретом сжигать старую сухую растительность садоводы-огородники или просто владельцы приусадебных участков чаще всего несут мешки с травой и листвой на ближайшую мусорку. В итоге баки быстро теряют способность принимать новые отходы и вызывают праведный гнев остальных пользователей мусорной площадки.

И не только гневное недовольство. Некоторые тут же достают смартфоны/телефоны, снимают фото или видео и отправляют колоритные кадры в соцсети с комментариями: вот, мол, какие у нас власти нехорошие, город (поселок, село) в мусоре по уши, а им и дела нету. Нередко подобные обращения появляются под постами первых лиц области с требованием немедленно разобраться с «нехорошими» (или «ленивыми» и «равнодушными» – эпитеты могут быть разными) чиновниками.

В это время те самые местные органы власти и не подозревают, что в переполненном контейнере образовалась проблема. У них есть договор с Калужским региональным экологическим оператором, соблюдение которого в некоторых муниципалитетах можно отследить онлайн – посмотреть в режиме реального времени, где сейчас мусоровоз КРЭО и когда он был на конкретной площадке последний раз.

У КРЭО тоже совесть чиста: машины есть, контейнеры установлены, подъезд к ним обеспечен, график вывоза ТКО соблюдается. Подобными комментариями представители регоператора и отвечают авторам фото и видео, где запечатлены переполненные баки. А последним и невдомек, что причиной «нежелания властей следить за чистотой» стала одна условная бабушка из частного дома, прикатившая на мусорку тележку с мешком прошлогодней листвы и благополучно свалившая его в недавно опорожненный контейнер.

Хотя, конечно, истинная причина не в условной бабушке, а в несовершенстве мусорного законодательства. Органы местного самоуправления вообще вопросом утилизации мусора не занимаются, хотя больше всего получают шишек от своих граждан. Дело муниципалитета – обустройство площадок. Вывоз мусора – епархия КРЭО. Но там подчеркивают: в тариф для населения входит утилизации только твердых коммунальных отходов. Ветки и трава (как, впрочем, и шины, и строительный мусор или старая мебель) к таковым не относятся. Следовательно, нужен отдельный договор со специализированной организацией, который отдельно и оплачивается.

Живущих в квартирах возмущает необходимость за разный мусор платить по-разному да еще и заморачиваться отдельным соглашением для избавления от какого-нибудь ветхого дивана, если им уже и так приходят платежки с ежемесячными суммами в 300 – 400 рублей за то, что выбрасывают два мусорных пакета в неделю.

Владельцы частных домов вспоминают о правилах пожарной безопасности и о штрафах за их нарушение. Дескать, и рады бы не носить траву и листву в мусорные баки, вот только, чтобы сжечь их, надо соблюсти столько нюансов, что проще под покровом ночи или в утреннем тумане оттащить мешки с растительным мусором на помойку, да и дело с концом.

К примеру, еще недавно нельзя было разводить костер ближе чем в 50 м от постройки. Приусадебных участков такой площадью в частном секторе калужских городов можно насчитать единицы. Про дачные шесть соток в контексте «огонь/расстояние до строения» говорить и вовсе не приходится.

С 1 марта, правда, правила пожарной безопасности смягчили, значительно сократив разрешенное расстояния от места сжигания до жилой постройки до 15 м. А при использовании негорючей емкости (скажем, обычной железной бочки) допустимое расстояние от огня до любого строения стало еще меньше – 7,5 м. И уже, казалось бы, можно спокойно сжигать старую траву, листву и обрезь кустов и деревьев, а не нести их в мусорные контейнеры.

Но тут встает другая проблема – недовольство соседей. В городской черте частные дома стоят плотно, поэтому часто находятся те, кто жалуется на сжигающих мусор. Мол, дым мешает дышать, коптится вывешенное на сушку белье, плачет маленький ребенок, гуляющий во дворе, и т.д. и т.п.

Вот и получается, что все та же условная бабушка со своим мешком сухой листвы везде попадает под «ножницы». В контейнер для мусора нести нельзя, это не ТКО. Сжигать – испортить добрососедские отношения или нарваться на штраф, если решил навести чистоту в период объявленного в регионе особого противопожарного режима.

На федеральном уровне законодательно вопрос с растительными отходами пока не решен. Единственно, что советуют хозяевам такого мусора, – превращать его в компост, складируя на своих участках до следующей весны. Если такой способ не подходит, остается законным только один – платить за утилизацию отдельно.

Фото автора.