В рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Калужском музее изобразительных искусств проходит выставка «Город Петра Великого». Драгоценные живопись и графика собрания, соединенные юбилеем вместе, зазвучали по-новому.
Автор экспозиции проявил такт, проследив историю Северной Пальмиры от истока до второго десятилетия XX века. Ни один из русских городов не имеет столь полной, значительной и разнообразной иконографии, как Санкт-Петербург. Почему? Виной не только классическая красота архитектурных ансамблей.
Город овеян легендой – он герой Золотого века русской литературы, колыбель социалистической революции, один из крупнейших культурных и научных центров мира. Город-герой, из стыков камней которого, кажется, сочится холод блокадных зим. Все эти ипостаси богато проиллюстрированы на экспозиции.
В нижнем зале Южного флигеля показан имперский Петербург, каким его видел Пушкин:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Вот парусники причаливают к набережной Биржи на гравюрах Александра Савинкова. Чопорен и параден город на работах граверной мастерской Карла Беггрова. Представлена иконография создателя «окна в Европу», Петра. Он показан и воином-рыцарем (офорт Виктора Боброва), и безжалостным истуканом в гениальных гравюрах Федора Константинова к поэме «Медный всадник».
В верхнем зале – совсем иные сюжеты. Линогравюра «Крейсер «Аврора» Виктора Бибикова запечатлела корабль в момент исторического выстрела. Юрий Рейнер в автолитографии «Вся власть Советам» показал рабочего и матроса, «добившихся освобожденья своею собственной рукой».
Поразительный цикл «Петербург. Руины и возрождение» (1923) Павла Шиллинговского проследил запустение и восстановление города после Гражданской войны.
Сер и холоден блокадный «Ленинград в дни войны» на полотне Николая Рутковского. Вот медсестра везет истощенного голодом человека на саночках по блокадному Ленинграду «В стационар». Это автолитография Алексея Пахомова 1942 года.
А вот его же ленинградцы несут домой новогоднюю ель в 1944-м. В 1945 году уже сажают деревья в парке Победы, причем трехметровые крупномеры! В 1947-м художник изобразил пережившую блокаду девчушку уже учащейся Вагановского училища!
Соломон Юдовин показал «Дорогу жизни. Ладогу». Серия «Ленинград в дни блокады» 1941 — 1942 годов запечатлела аэростаты, маскировавшие город от бомбежек. И снова, как Феникс, воссиял Ленинград на работах 50-х, 60-х годов. Скачут сквозь время бронзовые «клодтовы кони» на миниатюрных парных подставках неизвестного автора XIX века. Решительно маршируют «Красногвардейцы Петрограда» Дмитрия Бучкина (1969).
Придите до 22 января 2023 года на выставку-эпопею, выставку-роман, выставку-поэму.
Фото Игоря РУЛЁВА.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения