В небо — на энтузиазме

Воздушные шары, висящие в небе над областным центром, давно привычны калужанам. Несмотря на кажущуюся простоту полетов аэростата, процесс этот довольно сложный, а их пилотам приходится осваивать не только принципы управления, но и смежные профессии.

Почти каждый день аэронавты взмывают к облакам. Собрав желающих на утренний или вечерний полет, команды аэростатов отправляются к месту старта. Подготовка занимает около получаса. Уложить оборудование, добраться, оценить погодные условия и направление ветра, собрать аэростат, наполнить его прогретым воздухом. Нюансов много.

На месте старта помощники споро собирают оборудование корзин, расправляют оболочки, подключают горелки и начинают заполнять аэростаты воздухом, периодически подогревая его. Смотришь и диву даешься — без слаженности действий, где каждый знает, что делать, и страхует напарников, такую махину в воздух просто не поднять. Но вот все готово, и четыре огромных шара, выстроившись единым парадом на краю поля, начинают потихоньку отрываться от земли, уходя все выше и выше. Наблюдая за этим с земли, можно почувствовать себя жителем начала прошлого столетия, когда аэростатами пользовались отважные путешественники и авантюристы, идущие на рекорд. Несмотря на всю привычность зрелища воздушных шаров в небе, они несут в себе какую-то нотку ностальгии.

Взлетают же аэронавты по фактической погоде. При этом каждый член команды немного метеоролог. Холода, облачность или грозы не большая помеха для пилотов. Хорошо зная погоду, учитывая характер природных явлений, они совершают красивые полеты практически ежедневно. А отсутствие привязанности к определенным посадочным площадкам, как у самолетов, позволяет уйти из-под грозы или ливня.

«У грозы есть свои пределы, границы и условия, есть эпицентр и периферия. Все это учитывается, и когда эпицентр не над нами, когда тяжелые облака уходят в сторону, мы летим. У нас нет необходимости летать прямо над городом, и мы легко можем смещаться», — поясняет воздухоплаватель Артем Бондаренко.

Хотя, как и все воздухоплаватели, они все же держат связь с авиационными контрольно-диспетчерскими пунктами и предупреждают их.

Количество полетов с течением времени только растет. Раньше были более популярны корпоративные заказы. Это делали крупные компании для своих сотрудников или в рекламных целях. Сейчас же большей популярностью пользуются красивые полеты на каких-то мероприятиях или в качестве подарка близким людям. И удовольствие это недешевое.

Такие воздушные прогулки стоят от двух десятков тысяч рублей для двоих. При этом деньги уходят на подготовку еще до того, как аэростат оторвется от земли, рассказывают аэронавты. А значит, опоздавшие или не пришедшие на полет их попросту теряют. И такие случаи бывают.

Чтобы стать пилотом воздушного теплового шара, требуются огромное желание и некоторое время. В калужском клубе воздухоплавания можно пройти этот путь всего за пару лет. Начинается все обычно с волонтерства. Они помогают укладывать оборудование, обслуживать его, запускать в небо воздушные шары и собирать все при посадке. При должном усердии можно получить направление в специальную школу пилотов. Сейчас в клубе их трое, а четвертый как раз проходит обучение в столице. Всего же в Калужской области количество пилотов аэростата не превышает и десятка человек. А по всей стране их меньше 400. Немалую роль при обучении играет и состояние здоровья. Причем возрастных ограничений нет. Не так давно в калужском клубе воздухоплавания аэростат поднимал в небо пилот, которому было 83 года. Однако требования к аэронавтам не меньше, чем к кандидатам в пилотирование самолетом. Перед обучением приходится проходить врачебно-летную экспертную комиссию, которая как раз или даст добро на занятия воздухоплаванием, или от ворот поворот. Девушкам в этом аспекте приходится сложнее. Несмотря на это, в калужском клубе есть единственная в ближайших окрестностях девушка-пилот воздушного шара. Пассажиром же аэростата может стать практически каждый. Главное условие — быть старше семи лет и выше ста двадцати сантиметров.

«Занимаются этим очень большие энтузиасты и те, кто за еду и маленькие-маленькие деньги это все делает ради интереса. Будь это более доходно, наверное, этим бы занималось больше людей», — отмечает основатель клуба «Калуга.Аэро».

Сам клуб развивается в Калуге буквально ежедневно в течение семи последних лет. Его основатель Артем Бондаренко стал пилотом еще в 2014 году. И с тех пор все силы и средства вкладывает в развитие воздухоплавания в области и стране. В 2021-м была зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Агентство развития воздухоплавания Калуга Аэро». Несмотря на то что развитие детища держится только за счет энтузиастов, основатель клуба считает лучшей рекламой полетов сами полеты. А значит, калужане по-прежнему смогут наслаждаться видами аэростатов на горизонте практически в любую погоду.

Фото Андрея ХОРОШАВИНА.