Молвить хочу о «Знамени» слово

Сто пять достойных лет отмечает в эти дни газета «Знамя» или «Знаменка», как ее с любовью именуют в народе.

Для меня «Знаменка» — это не просто лист бумаги с текстом и фотографиями. Нет, это неотторжимая часть моей жизни, моей семьи, моей судьбы.

Начнем с того, что мой отец — Николай Павлович Логвинов — еще в 1932 — 34 годах работал литературным сотрудником редакции газеты «Коммуна», как называлось тогда «Знамя». А через 30 лет, пройдя военным моряком через лихолетье войны, что застала его в Кронштадте, завершил службу на Балтийском флоте и в 1960 — 62 годах вновь трудился литературным сотрудником теперь уже в «Знамени».

Перейдя на преподавательскую работу в Калужское культурно-просветительное училище, где он сеял «разумное, доброе, вечное» больше четверти века, отец остался верен «Знамени». К тому времени он заочно закончил ГИТИС, получив квалификацию театроведа, стал членом Союза журналистов СССР. Последнему способствовало его постоянное сотрудничество с газетой, где публиковались десятки и десятки его материалов.

Это были рецензии на спектакли Калужского драмтеатра и гастролирующих театров, литературные портреты знаменитых деятелей театра прошлого и нынешних дней, рассказы о работниках культуры области.

До конца своих дней отца не покидали воспоминания о военной поре. И они, эти воспоминания, часто появлялись на страницах «Знамени». Особой темой здесь была героическая и драматичная судьба «подводника № 1» Балтики — Александра Маринеско.

Велась активная переписка с живущими членами экипажа подлодки известного и опального командира, появлялись публикации в «Знамени». В результате активной общественной поддержки честное имя легендарного моряка было восстановлено, и в 1990(!) году А. Маринеско посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Моя личная судьба, не побоюсь этих цифр, более 55 лет связана со «Знаменем». Многие десятки моих статей, интервью, информации опубликованы на ее страницах за эти годы. Вся биография моя предстает в этих материалах: комсомольский секретарь, директор драматического театра, директор департамента культуры, заместитель городского головы Калуги… Все это и не только вместилось в публикации на страницах любимой газеты, которая вхожа тогда была практически в каждый калужский дом.

Если же говорить об «этапных» публикациях, связанных с моим именем, то назову лишь три из них, наиболее памятных для меня.

Первая. Году в 1965-м в «Знамени» была опубликована маленькая заметка Н. Мониковской, зав. клубом «Калугаприбора», о Юре Логвинове, который успевает работать мастером на заводе, учиться в Бауманском, да еще и в самодеятельности ему удержу нет. Вместе с заметкой публиковалась фотография, где я в рабочей одежде был запечатлен за пианино в заводском красном уголке. Так начинался мой долгий путь по страницам «Знаменки».

Вторая. В сентябре 1971 года, когда Калуга праздновала свое 600-летие, в «Знамени» было опубликовано письмо-поздравление от воинов-калужан, что служили в Московском округе ПВО. Первой там значилась моя подпись.

Третья. Это было интервью, не похожее ни одно из ранее состоявшихся, поскольку повод для него был весьма значительным — встреча 2000 года, а затем и нового века и тысячелетия!  В  течение  двух  дней  мы  вели  беседу  с  Людмилой  Кузнецовой, корреспондентом РИА «Новости», парламентской журналисткой. Тема интервью была ни мало ни много «XX век — «пропущенное столетие» или мост в будущее?». На страницах «Знамени» это интервью появилось 16 апреля 1999 года.

Не только публикации связывали меня со «Знаменем». В Доме печати, где тогда царили «Знамя» и ее младший брательник — «Молодой ленинец», часто проходили и творческие встречи, и круглые столы, и конференции. Так, в октябре 1985 года, будучи директором театра, вместе с главным режиссером, легендарным Романом Соколовым, и ведущими артистами театра мы были в гостях у редакции газеты, делились своими творческими планами, отвечали на вопросы журналистов, играли сценки из спектаклей. На замечательных фотографиях Николая Низова запечатлена эта памятная встреча.

Но редакция «Знамени» вспоминается не одними официальными встречами. В подвальном этаже располагался мини-спортивный или, точнее, спортивный мини-зал, где находился хороший стол для настольного тенниса. И было в удовольствие в свободное время сразиться с друзьями в пинг-понг, а затем, поднявшись на первый этаж, в редакционном буфете поднять рюмку коньяка за победу (или участие)!

А как не вспомнить сегодня тех, кто создавал «Знаменку», создавал из номера в номер, из года в год, создавал ее больше века!

Хорошо был знаком с главными редакторами новейших времен: с Александром Петровичем Бекасовым встречался на бюро обкома партии, на торжественных мероприятиях. А с его дочерью Татьяной мы вместе работали в горкоме комсомола. С Иваном Ивановичем Фоминым не раз встречались в аудиториях Московской Высшей партийной школы, а затем — по работе. С Алексеем Петровичем Золотиным были дружны много лет.

Шедвиговский Игорь Давыдович был другом отца и нередко бывал в нашем доме. Анатолий Иванов был известен мне не только как спортивный обозреватель, комментатор футбольных матчей на стадионе «Локомотив», но и как сослуживец отца по Балтийску и чемпион Балтфлота по боксу! С Сашей Пашиным учились в одной школе, и я всегда следил за его творчеством — как в жанре фоторепортажей, так и в художественной фотографии.

С Виктором Боевым жили в одном номере в общежитии все той же Московской ВПШ.

До последних дней дружили с Аликом Гринченко. А Евгения Миленушкина вообще может считаться летописцем моей биографии. Столько интервью, статей, воспоминаний о моей персоне опубликовано ею в «Знамени»! Да и об отце моем она писала не раз. А теперь вот дружат с дочерью моей. Так что она словно член семьи для меня.

Добра и здоровья живущим и светлая память ушедшим.

Дорогая «Знаменка», поздравляю тебя с юбилеем! Поздравляю всех твоих служителей, всех верных читателей, всех, с кем шли мы вместе по жизни!

«Знамя» словно драгоценное хранилище, где таится память о сложном, неоднозначном, прекрасном времени. В моей памяти ты остаешься символом советской эпохи, ровесницей революции!

Юрий ЛОГВИНОВ, заслуженный работник культуры РФ.

Фото из архива автора.