Что дальше?

Жителям отдаленного спального района Калуга II практически поголовно известно его старинное название и история появления железнодорожной станции. Кто-то в силу возраста, кто-то узнает от детей, посещающих вокзал с экскурсией. И большинство из них согласны с предложением городских властей вернуть станции историческое название — Сергиев Скит.

Развитие туристического направления в Калужской области привело к живому интересу к истории со стороны ее жителей. Вот и у района на несколько десятков домов есть чем похвастаться. В конце XIX века в этих местах располагался 19-й разъезд Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. В 1905 году в бору неподалеку началось возведение храма преподобного Сергия Радонежского. Строили его в память об убитом в феврале того же года князе Романове Сергее Александровиче, супруге Елизаветы Федоровны.

Когда храм и монастырь при нем начали действовать, настоятель просил о переименовании разъезда № 19 в Сергиев Скит для удобства паломников. Его прошение было удовлетворено, и до революции остановочный пункт так и назывался. Затем имущество церкви было национализировано, а на месте монастыря появился дом отдыха. Уже в 1959-м известная калужанам станция получила название Калуга II, которая до сих пор продолжает исправно обслуживать пользователей железной дороги.

Вернуть прежнее название вокзалу предложил омбудсмен Юрий Зельников еще в 2010-м. Долгое время эта инициатива оставалась на уровне предложений и обсуждений. Однако в 2020-х годах власти вернулись к рассмотрению этой инициативы с включением станции во всероссийский проект «Императорский маршрут».

Местные жители вносят свой посильный вклад в знание истории будущими поколениями и преображение микрорайона, прилегающего к вокзалу. Каждый двор ухожен и чист. Клумбы пестрят цветами.

«Нам, конечно, не хватает благоустройства. Нет пешеходных зон, привокзальную площадь таксисты превратили в стоянку для своих машин, пешеходных дорожек нет, а асфальт разбит. А если привлекать сюда туристов, то и видеть они должны красоту и ухоженность», — отмечает председатель территориальной общины самоуправления «Калуга II» Людмила Громова.

С ней согласна и другая жительница микрорайона. Светлана Евсеева много лет заведует детским садом, над которым долгие годы шефствовали железнодорожники, и малышей водят на экскурсии в профильные учреждения. Показывали им транспортную инфраструктуру, рассказывали о работе машинистов, кассиров и техников. Двадцать лет назад под одной крышей с дошкольниками стали учиться младшеклассники. Постепенно к профильным экскурсиям добавились исторические факты.

По отзывам сотрудников образовательного учреждения, детям эти походы нравятся. Заодно они и изучают историю края. «Было бы интересно, если бы у нас появилась туристическая точка. Это малая родина, и мы должны знать истоки свои. Может быть, под это дело нам  сделают дорогу», — смеется Светлана.

Именно лицо микрорайона, часть которого могут включить в «Императорский маршрут», волнует его жителей. Многие переживают, что туристы, прибывая на красивых современных поездах, будут попадать в забытый властями уголок. Кроме того, поклонный крест, установленный на месте бывшей мужской обители, находится возле санатория «Строитель» за Мстихином.

«С руководством железной дороги уже согласован возврат исторического названия с сохранением предыдущего. То есть остановка будет называться «Калуга — Сергиев Скит», — отметили в Калужском отделении Императорского палестинского православного сообщества.

Однако что изменится для микрорайона после возвращения к историческому названию станции, пока неизвестно.

Надежда БАСТРИКОВА. Фото автора и Игоря РУЛЁВА.