«Бургундия, Нормандия»…

А чем, собственно, отличаются эти провинции Франции? Всем, и прежде всего – народным костюмом. Придите убедиться в этом на экспозицию французских кукол в Палатах Коробовых.

Татьяна Горбатова представила  часть коллекции, которую собирает уже четырнадцать  лет. Приобретает она кукол в основном на аукционах, через интернет. Иногда сама шлифует образы — перешивает платья и чепчики, может придумать совсем новый наряд. Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьезным источником дохода — именно такие и представлены в экспозиции.

Яркость и самобытность, богатство использованных тканей поражает. Неужели так одевались простые люди? Да, ведь только после Великой французской революции и отмены регламентации в одежде появилась возможность каждому гражданину, скопившему деньжат, принарядиться.

Новейшие фасоны в такую отдаленную от столицы область, как Бретань, где  половина населения не знала французского, попадали с большим опозданием. Поэтому местные крестьяне в конце XVIII века стали подражать давно не существующим образцам придворной парижской моды.

Самой заметной и вызывающей восхищение частью костюма бретонки был чепец. Исследователи насчитывают до 1 200 разновидностей головных уборов женщин Бретани! Существовали чепцы для молодых и старых, для будних дней, для воскресений, для праздников, для траура…

Жены ремесленников и крестьян имели свои варианты фасонов чепцов. И многие из них представлены в экспозиции. Чепцы становятся все причудливее, и бретонки по сию пору щеголяют в них на праздниках.

Традиционный костюм и головной убор Прованса вы видели на картине Винсента Ван Гога «Портрет мадам Жину». Для ношения такого «кораблика» на голове были необходимы очень длинные волосы.

Эта выставка – вовсе не безделица, она даст пытливому зрителю много информации. Придите на нее с маленькими девочками, внучками, дочками, то-то радости будет!

Маргарита РАЗУМИХИНА. Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.