Чёрт и русалка из Третьяковки

Калужским любителям живописи и графики повезло, ведь областной музей изобразительных искусств дружит с Третьяковкой и уже не в первый раз представляет выставку из сокровищ главного музея отечественного искусства.

Вы увидите портреты, пейзажи, рисунки, майолику любимого ученика, преемника Ильи Репина Валентина Серова. В небольшой экспозиции, как в капле росы, отразились все грани его таланта.

На выставке друг напротив друга куратор Юлия Заложных разместила «Русалку» и зеленого «Черта, вылезающего из корчаги».  Они будто родня врубелевского «Пана». Это дань абрамцевскому кружку, «неорусскому стилю» — яркие проявления модерна. Русалка высматривает холодными глазами новую жертву. Осторожно, рыбак, трудно заметить недобрую деву в тени ивы!

В то же время Серов создает в майолике «Офелию», лицо юной утопленницы. В  сыновней памяти могли проявляться и ассоциации с незавершенной оперой отца, композитора, «Майская ночь» по повести  Гоголя. А сам Валентин позировал Врубелю для Гамлета.

В экспозиции сквозят удивительные параллели. Вот портрет композитора Бларамберга, друга семьи Серовых, а среди его сочинений — одноактная опера «Девица-Русалка». Он, кстати, был одним из натурщиков, позировавших Репину для фигуры Ивана Грозного в знаменитой картине.

Среди русских художников, а может быть, и в мире, Серов — уникальный мастер портрета. Причем и людей, и животных. Вот офорт, изображение гравера Василия Матэ, а вот – рисунок «Вороненок на ветке». Оба образа поражают глубоким психологизмом, умением понять и показать зрителю главное, характерное.

Не только людей своего круга изображал прославленный художник. Все мечтали получить портрет его кисти. После понравившегося при дворе портрета Николая Кровавого он получил заказ императрицы Марии Федоровны. Валентин Серов не любил официозную живопись, но согласился.

Когда магнат Мамонтов спросил, почему на его портрете сюртук без пуговиц, Серов ответил: «Я ведь художник, а не портной». Не льстил он кистью ни Юсуповым, ни Рубинштейн, ни Орловой, его психологизм был некомплементарен.

Серов вышел из академии, не пожелав закончить курс в ее мертвящей атмосфере. С колебаниями принял навязанное ему позже звание академика. В 1905 году, после того как  Первая русская революция была потоплена в крови, Серов и Поленов, узнав, что войска, производившие расстрелы, были подчинены великому князю, президенту Академии художеств, подали заявление с отказом от звания.

Хрестоматийные иллюстрации к басням Крылова из коллекции нашего музея – шедевр анималистки и горькой сатиры, тончайшие рисунки, танец легких касаний. А вот портрет Репина, где из бури, казалось бы, хаотичных мазков на нас смотрит грустными глазами совершенно живое, доброе лицо.

После живописного шедевра «Похищение Европы» Серов создал реплику в майолике. Красавица с подлинно древнегреческим украшением на голове смотрится в гладь моря, так плавно несет ее Зевс на своей бычьей спине.

Каков был в жизни этот небожитель? Валентин Александрович, деликатный в общении, не терпел лишь назойливых почитателей его таланта. Серов отличался большой ловкостью и легкостью движений. Любил верховую езду, увлекался лыжным спортом и азартно играл в городки.

Во время домашнего спектакля у Саввы Мамонтова он изображал восточную танцовщицу. С лицом, закутанным шарфом,  так виртуозно выделывал всевозможные па и прыжки, что его мать, присутствовавшая на спектакле, не узнала сына!

За годы каторжного труда он не скопил капитала – все заработанное уходило на содержание большой семьи. Его ужасало необеспеченное будущее жены и шестерых детей. Серов умер сорока шести лет от приступа стенокардии вследствие  непрестанной напряженной работы.

Воспользуйтесь возможностью изучить штрих и мазок мастера на втором этаже исторического здания музея до 18 сентября.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.