«И из собственной судьбы»…

…«Я выдергивал по нитке». Так писал калужский учитель Окуджава о процессе сочинения романа про декабристов.

И при создании спектакля своя биография —  надежное подспорье. О том, как связаны творчество и жизнь, рассказал главный режиссер Калужской драмы Роберт МАНУКЯН.

— Прошедший сезон показал много занимательного. Отдельное спасибо за «12 стульев». Особенно его украсили некоторые песни, например, исполненная на пароходе.

— Это песня конца XIX века, простая и трогательная, «Светлячок», я помню ее с детства. Еще работая в Тбилиси, я очень хотел вплести ее в какой-нибудь спектакль, но получилось это только теперь, в исполнении Анны Сорокиной. В романе герои ехали на тбилисском фуникулере.

Из школы, где я учился, он был виден. И мы бывало сбегали с уроков покататься до него на трамвайчике. Фуникулер носил имя Сталина, и там стоял ему огромный памятник. Статую в 1956 году убрали, а постамент остался. Первая остановка маршрута – гора Давида, где похоронен Грибоедов.

— Какие еще детские воспоминания вы сумели вставить в коллаж спектакля?

— Турнир в Васюках. Я в детстве ходил в шахматный кружок, стал кандидатом в мастера спорта. Мог играть вслепую две — три партии одновременно.

— Это требует незаурядной памяти.

— Да, будучи актером, я запоминал текст роли после читки. В Васюках артисты реально играют партию и реально ставят мат Остапу, я их научил. Я давно мечтал о «12 стульях», но не получалось, а здесь звезды сошлись.

— У вас в спектакле парадоксальный подбор песен…

— В романе о Бендере ничего не рассказано, он – загадка. Поэтому в первой песне, которую исполнил Игорь Кумицкий, «Жора, подержи мой макинтош», я рассказал его биографию.

Не стоит сравнивать театрального Остапа с его образами в кино. Я на сцене ни один спектакль по «12 стульям» не видел. Первую постановку по роману поставил актер Евгений Весник в Театре сатиры. Потом был телеспектакль Ленинградского телевидения. Вдохновил меня сам роман.

Когда я сделал первый вариант инсценировки, он должен был идти три часа. Пришлось сократить, сохранив сюжетную линию. Я рассчитывал и на не читавших роман зрителей Для меня театр – это игра, нужно было насытить спектакль атмосферой игры. Так, в постановке и в фойе перед представлением появились песни времени НЭПа. Создана эклектичная музыкальная атмосфера – дворовые, блатные песни, «Марш энтузиастов», песни Вертинского…

— Да, «Танго «Магнолия» было исполнено мастерски!

— Я предложил Дмитрию Трифонову развить тему Вертинского, подготовить песни, возможно, созреет спектакль о его судьбе, подобный постановке о Вальцевой.

— Тем более что судьба жены Вертинского связана с Калужским краем. Она много работала на творческой даче в Тарусе, и именно за графику, посвященную Оке, была принята в Союз художников СССР. А что это на вешалке? Китель, в котором вы играете Сталина!? Многих шокировал его выход в финале…

— …Но без его образа эпоха непредставима. Роман был написан в 1927 году, когда эпоха Сталина только начиналась. Репрессий массовых в то время еще не было. После продразверстки на селе ввели продналог.

Я не хотел убивать в спектакле Остапа. Эта история о том, что талантливый человек не может найти место в жизни. Его бриллианты в стульях по большому счету не интересуют, его интересует азарт игры, поиска. Он романтик, обладающий актерскими данными.

В то время такие люди могли перестроиться, найти общественно полезную точку приложения своих способностей. Поэтому Сталин произносит фразу: «Такие люди, как вы, на улице не валяются». Чем заканчивается история? Парадом. «Жить стало лучше, жить стало веселее».

— И, как мы помним по рассказам бабушек, так и было. Вы сказали «А», будет ли «Б», «Золотой теленок»?

— Будет, в 2023 году!

— !!!

…«Театр — это хорошо, это идеализм», — сказал герой Чехова. Будем ждать, когда вновь распахнется бархатный занавес. А о том, что именно мы увидим, наша газета расскажет в преддверии нового сезона.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива Роберта Манукяна.