Сябры на сцене

Россия и Беларусь давно строят единое государство, и, кроме суровых политических и экономических реалий, за него голосует культура.

Калужане уже не первый раз радушно принимают гастроли Белорусского государственного академического музыкального театра. Особенно важно, что оперетты, мюзиклы, балеты идут не под «фанеру», а с живым оркестром.

Мы расспросили дирижера Владимира Макаревича об искусстве и жизни.

— Николай  Владимирович, я видела, как вы умеете охватить, объединить артистов на репетиции и на спектакле. Все как бы связывается в букет. Как вы этому научились?

— Этому научиться невозможно. Дирижер – это профессия, требующая определенных лидерских качеств, если хотите, даже диктата. Этому в консерватории не учат. Вместе с тем, чтобы создать творческую репетиционную атмосферу, невозможно все время требовать, давить.

Нужно уметь шуткой разрядить обстановку, но не переходя грани к панибратству. Каждый учится этому сам, читая книги мэтров, анализируя их репетиции. На YouTube даже репетиции Евгения Мравинского есть!

— Вопрос не музыкальный. Беларусь, ее народ страшно пострадали в Великой Отечественной. Кто из ваших родственников воевал? Ваше отношение к фильму «Иди и смотри»? Какие ленты о войне вы считаете лучшими?

— Дед со стороны матери прошел всю войну и заканчивал ее на Халхин-Гол. У него было много братьев, участников войны, о некоторых из них есть информация в Киеве, в музее Великой Отечественной войны. Они погибли.

Со стороны отца моя прабабушка, которую я прекрасно помню, была в партизанах вместе с моей бабушкой. Двоюродный дед по линии отца воевал. Они остались живы, слава Богу.

Война для меня — тема близкая, больная, я помню страшные, жуткие рассказы родных о ней. Фильм «Иди и смотри» показывает реалии войны объективно. Его сейчас стоило бы показать пошире, особенно кое-кому, кое-где… Все фильмы о войне, снятые в 50 — 70-е годы прошлого века, – прекрасные. «Семнадцать мгновений весны» пересматриваю до сих пор.

— Чем отличается выдающееся исполнение от хорошего? Почему одни записи музыки «пробивают» экран, несут энергию, а другие — нет?

— Лично для меня исполнение должно быть профессиональным, тогда оно достойно самых высоких эпитетов. Мне импонирует внутренняя энергия, а не показная, наигранная. Это отвлекает от восприятия музыки. Мне нравится манера Юрия Темирканова, у которого каждый жест оправдан. Меня заставляет трепетать его внутренняя энергия, до мурашек. Дирижер – не шоумен…

— … Да, как один знаменитый юноша, который  буквально прыгает за пультом…

О чем, по вашему мнению, спектакль «Тристан и Изольда» и что это за образ зловещего колдуна?

— Для меня это спектакль о чистой и светлой любви. Наверное, поэтому он имеет столько музыкальных воплощений. Колдун – носитель самых черных, низменных пороков – подлости, клеветы, предательства, зависти. Он сродни злому гению из балета Чайковского «Лебединое озеро».

— В чем особенности работы над оперой, опереттой, балетом?

— Все эти жанры имеют музыкальную партитуру, авторский замысел, и задача дирижера – верно его раскрыть, интерпретировать. Важны штрихи, динамика, баланс, темпы.

Балет – особый жанр, а дирижеров не учат балетному искусству. Умение приходит с опытом. Нужно общаться с артистами балета, присутствовать на их репетициях.

— Вы работали с композитором Геннадием Гладковым. Какие его советы вам запомнились?

— Мне довелось пообщаться с Алексеем Рыбниковым, Александром Журбиным, недавно ушедшим от нас Виктором Лебедевым. Но сотрудничество с Гладковым особенно запомнилось, ведь мне посчастливилось на минской сцене ставить три его произведения: «Бременские музыканты», балет «12 стульев», мюзикл «Обыкновенное чудо».

Для последнего я сам делал аранжировку, и мне запомнились его бесценные советы. Геннадий Игоревич, интеллигент старой формации, середины XX века, настолько корректно, ненавязчиво их давал! Будто я вторую консерваторию закончил! Этими советами я делюсь сейчас со своими студентами.

Но не классикой единой жив человек! Начало лета балует калужан звездными гастролями. Восемнадцатого июня на «Арене КТЗ» прозвучит акустический концерт легендарной «Алисы». Для многих Константин Кинчев предстанет в неожиданном образе. Он говорит о себе: «Я — национал-патриот. Просто нужно понимать разницу между национализмом и нацизмом.  Истинный национализм созидателен, потому что базируется в душе человека, на истории Родины». Каков Кинчев без жесткого металла, исповедальный, задушевный и лиричный? Приходите и послушайте сами!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива БГАМТ.