Оркестр как праздник

Музыкальный форум немыслим без участия оркестров, симфонических и камерных. Олег Акимов на некоторые фестивали умудрялся по четыре знаменитых коллектива привозить. Нынешний праздник открыл симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».

Коллектив учрежден в 2000 году, и ныне его главный дирижер — Фабио Мастранджело. Оркестр «Русская филармония» исполняет музыку различных стилей и жанров – от барокко до джаза и рока. С этим коллективом пел Хосе Каррерас, играл Максим Венгеров.

С 2009 года лауреат международного конкурса Сергей Тарарин — дирижер этого оркестра и гастролирует с ним по России, Австрии, Оману, Турции. Этот дирижер, пианист и органист руководил хором в гимназии Санкт-Петербурга, принимал активное участие во внедрении новой системы обучения музыке в общеобразовательной школе.

Мы расспросили маэстро об особенностях работы на фестивале.

— Сергей Петрович, концерт с участием симфонического оркестра приобретает особую торжественность и блеск…

— Любое событие под звучание оркестра получает совсем другой масштаб.

— Вы только что репетировали с Евгением Маргулисом. Оркестр – для сложной музыки. Аккомпанировать рокеру симфоническому оркестру – не то же самое, что микроскопом гвозди забивать?

— Там ткань музыкальная очень прозрачная, тщательно, детально прописана партитура, она требует тонкого взаимодействия. Голос каждого инструмента слышен, каждый музыкант на виду, и нужно аккуратно собрать голоса. Спрятаться там негде. Это гораздо сложнее, чем играть, громыхать тутти, всем оркестром.

— Оркестр – золотая оправа для солиста?

— Нет, это наполнение, содержание музыки.

— Как вы познакомились с Олегом Акимовым и впервые попали на фестиваль?

— Вам повезло, здесь с нами директор оркестра Гаянэ Шиладжян, она и познакомила меня с Олегом. Оркестр сотрудничает с «Миром гитары» с пятого фестиваля! Здесь очень благодарная публика и благодатный материал – звучит хорошая музыка.

— Какой концерт в Калуге вам особенно запомнился по эмоциональной насыщенности?

— Трудно выбрать. Олег каждый раз придумывает что-то новое. Ни один концерт не похож на другой – разные солисты, разные стили. Представляю, сколько трудов ему стоит не «чес» по России организовать, а локально собрать музыкантов в Калуге.

И я, и оркестр до сих пор помним Стива Вая. Он реально один из лучших гитаристов мира, и материал очень интересный и сложный. Трудно попасть в канву. Стоит сыграть одну ноту электрогитаре, и оркестр вообще не слышен. Поэтому нужно играть с полной отдачей и очень точно. Живые инструменты должны «пробить» электронику.

— Что вы видели в Калуге, кроме филармонии?

— Дом Циолковского – уникальный!

… А дальше началось чудо открытия фестиваля, и весь концерт звучал, то нежно, то мощно, прославленный оркестр.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.