ЕГЭ: от теории к практике

Будет ли альтернатива ЕГЭ? Российские депутаты и чиновники призвали отказаться от него уже в следующем учебном году. А что думают об этом сами участники экзаменационного процесса в Калуге?

Перед началом экзаменационной кампании в российской Думе вновь подняли этот вопрос, сославшись на большую оппозицию ЕГЭ со стороны как педагогов, так школьников и родителей. Основные аргументы против тестирования: оно побуждает учителей ради высоких результатов заниматься «натаскиванием» детей. Как следствие, выпускники не настроены креативно мыслить и высказываться, так как компьютер такую вольность посчитает за ошибку. Побочный эффект подготовки и проведения госэкзамена — страх и неврозы, обращение к услугам репетиторов даже тогда, когда можно было бы справиться своими силами.

Результаты собственного опроса, проведенного нашими журналистами в соцсети, тоже оказались далеко не в пользу ЕГЭ. За его отмену высказались почти 80% участников. Лишь 16% решили, что единый экзамен нужно оставить.

Калужские школьники, по крайней мере, те, с кем мне удалось поговорить, к ЕГЭ относятся как к очень большому испытанию нервов. У них в ходу страшилки про отличников, которые не смогли по своим баллам пройти в вуз. Знаю тех, кто решил уйти из школы после девятого класса из-за боязни не сдать экзамен в одиннадцатом.

Старшеклассники говорят о большой доле случайности, везения или невезения: может попасться сложный вариант заданий, а может – очень простой.

Немало нынешних выпускников затрудняются с дальнейшим направлением, а подать заявление на выбор экзаменов нужно задолго до него. В этом минус нынешней системы сдачи – так, как раньше, передумать и забрать за три дня документы из одного вуза, подать в другой с иным набором экзаменов нельзя.

В региональном минобре на это говорят, что единый государственный экзамен создает равные возможности для всех выпускников, гарантирует объективность результатов и предполагает разнообразные задания.

Министр образования и науки области Александр Аникеев считает, что ЕГЭ соответствует требованиям современной системы образования: «Эта форма доказала свою эффективность. Думаю, что этот формат сохранится и в дальнейшем».

По словам министра, изменения есть и будут, но не в сторону усложнения — задания становятся более творческими и практико-ориентированными.

А общественность «наелась» тотальным тестированием и жаждет перемен. И как часто это бывает, забытое старое представляется чем-то заманчивым, этаким утраченным раем лучшей в мире системы образования.

Однако если вспомнить советскую систему итоговой аттестации, то давайте скажем и о том, через что нужно было пройти в те благословенные годы. Русский и математика письменно, два устных экзамена по тридцать билетов. Еще три ждали при поступлении в вуз. Каждый преподаватель – индивидуальность со всеми вытекающими из этого последствиями, одно из которых – необходимость подстроиться при сдаче билета под их требования.

Поэтому я бы не стала идеализировать ту систему. Так же как и далека от мысли полностью принять вариант тестирования с выбором ответа из предложенных вариантов. Однако за двадцать лет существования ЕГЭ оно уже не то, что было, теперь в нем есть место и сочинению, и устному ответу.

В свое время сломали прежнюю систему вместо того, чтобы взять из нее лучшее. Теперь так же хотят «выплеснуть» нынешнюю, возможно, вместе с рациональным зерном. А стоит ли наступать на те же грабли? Ждем вашего мнения.

Полина АРСЕНЬЕВА. Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.