Незаменимый продукт

27 апреля 2022 г. 12:40

Сегодня, 27 апреля, свое 45-летие отметит одно из самых уважаемых и традиционных предприятий Калужского края – Козельский молочный завод. Его продукция пользуется у калужан заслуженным спросом и любовью. В чем секрет? Да она просто вкусная!

В преддверии юбилея мы расспросили о будущем КМЗ председателя совета директоров ЗАО «Агрохолдинг «Оптина» Петра БИШКО.

— Петр Богданович, какие перспективы у козельской молочки в нынешней экономической ситуации?

— Наши планы не меняются, корректируется только темп реализации задуманного в зависимости от возникшей экономической ситуации. Ведется строительство двух новых цехов: по выработке детского молочного питания и мороженого и производству твердых сыров. Возможно, последний слегка откорректируем под другие виды продукции, но оба проекта будут реализованы, когда наступит благоприятная экономическая ситуация.

— Будет ли рост цен на продукцию? И ждать ли вашей продукции в сетевых магазинах?

— Изменение цены в сетевых магазинах по нашему запросу идет медленнее, чем происходят изменения на рынке сырья, упаковки и запасных частей. Сейчас, как никогда ранее, на переработчика давят разрывы: снизу — высокие цены на сырье, упаковку и комплектующие, сверху – сети медленно изменяют цену до логичного уровня. В прошлом году мы попали в такую ситуацию, когда сети несколько месяцев задерживали согласование стоимости продукции. А ведь реагировать нужно было каждый месяц.

Сейчас ситуация требует отклика каждые 10 – 20 дней. В противном случае мы должны работать на грани себестоимости либо в убыток. И то и другое невозможно: при возникновении аварийной ситуации не будет пополнения оборотных средств. Сейчас мы возвращаемся в региональные сети: «Лента», «Глобус». Постепенно подтянутся и остальные.

Так что мы не уходили из сетей, мы ждали согласования  цен  до разумного рыночного уровня и, соответственно, не поставляли продукцию себе в убыток.

Сейчас все более-менее налаживается, и к июню мы должны выйти на объемы поставок августа 2021 года.

— Как будете продолжать строительство новых цехов и как решите проблему с оборудованием?

— Вопрос интереснейший. Мы изучаем аналоги оборудования из других, не европейских, стран. Выросли цены на строительные материалы, подорожала логистика. Заложенные в проект сметы увеличились в два с половиной раза. Мы вынуждены заморозить строительство новых цехов до стабилизации рынка – на год – полтора, либо изменить сам проект.

Необходимо адаптироваться к новым экономическим условиям. Сейчас на действующем оборудовании мы можем переработать до 200 тонн в сутки. Если бы сети готовы были размещать такие заказы, мы можем это делать. Но таких запросов нет, и мы перерабатываем до 50 тонн, как небольшой провинциальный заводик.

С вводом в эксплуатацию новых цехов мы должны были выйти к концу этого года на 450 тонн в сутки — это объемы хорошего середнячка. Когда мы сможем продолжить реализацию проектов? Документация есть, закуплена часть оборудования, но точные перспективы на данный момент определить никто не сможет. Реализовывать их любой ценой, потратив гораздо большие средства, которые придется отрабатывать более двадцати лет, – невозможно! Потому что оборудование, как упаковочное, так и технологическое, нужно обновлять каждые пять лет.

— Сможете ли вы сохранить натуральность выпускаемой продукции, не поднимая цен?

— Чтобы выйти из ситуации с меньшими потерями, мы предпочли сократить выпуск продукции, чем «бодяжить». Многое придется пересмотреть. У нас сохранился достаточно высокий уровень промышленности, которую можно перенастроить под новые требования, и уже через три — пять лет мы получим собственное производственное оборудование, в том числе и для молокоперерабатывающей отрасли. А сейчас надо свернуть часть технологических функций в производственной цепочке, навязанных нам и сильно усложнивших  производственный процесс. В частности, программа «Честный знак».

На ее реализацию мы потратили около 20 млн руб. В условиях санкций она точно не сможет работать! Но затраты на нее уже включены в цену продукции!

Сегодня мы печатаем импортными чернилами срок годности продукта на упаковке. Но американские производитель Pure-Pak, как и поставщик упаковочного оборудования Videojet, заявили об уходе с рынка, а другие чернила и печатающие устройства, в том числе бумага, приведут к поломкам техники. Переход на оборудование азиатских производителей вызывает вопросы к его качеству. Да и цена, в отсутствие альтернативы, не дешевая.

Есть проблема и с тем, что сейчас основные поставщики сырья и комплектующих требуют 100-процентной оплаты платежного поручения в течение суток. То есть мы, переработчики, авансируем всех в цепочке: поставщиков молока, сервисников оборудования, перевозчиков и сетевиков на срок годности товара! Это может не каждый переработчик! Ставки по кредитам слишком высоки для авансирующих субъектов рынка.

— Каким образом выйти из этой ситуации?

— Выход всегда есть. К примеру, сейчас сети по государственному стандарту требуют от нас печати срока окончания годности продукта. Ранее это можно было сделать не печатью, а оттиском. Но они настаивают именно на печати, потому что это удобно потребителю. Однако это увеличивает себестоимость продукта для потребителя, и если можно сдерживать рост цен на молоко как сырье, то повышение цен на тару контролировать крайне сложно. Если ранее в себестоимости товара стоимость упаковки составляла до 7%, то теперь это 15%.

Поэтому будем искать альтернативные пути упаковки продукции либо ее производства.

Если этого не сделать, то покупатель не сможет приобрести действительно натуральный продукт, цена на который будет крайне высокой.

Ведь для его изготовления нужны высокий уровень гигиены, чистое производство, и спасаться консервантами нельзя. А это фильтры, особые условия при упаковке, хранении и транспортировке до потребителя и прочее. Молочная продукция, которую мы производим, – натуральная. Она может храниться без вскрытия в холодильнике столько дней, сколько указано на упаковке.

А ведь натуральный продукт нужен детям в период полового созревания. Научно доказанный факт, что продолжительность жизни человека зависит от срока кормления молоком в детстве. Недополучив его, иммунная система не будет достаточно крепкой.

Человечество никогда не сможет отказаться от натурального молока, и все попытки заменить его искусственным можно сравнить с намерением родить «долгожительницу» овечку Долли. Выросло целое поколение, которое не знает вкуса натурального молока.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и Игоря РУЛЁВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.