«Этнодиктант-2021»: от нганасанов до циклодрома

Калужане написали этнографический диктант, приуроченный ко Дню народного единства.

В анонсах сообщалось, что он будет проходить в онлайн-формате на сайте www.miretno.ru с третьего по седьмое ноября. Для желающих принять участие это была возможность проверить свой уровень знаний о народах, проживающих в России, и их обычаях. А также в диктант включен краеведческий компонент, который занимает треть от всех вопросов.

Мероприятие проходит в стране уже в шестой раз. За этот период его аудитория увеличилась более чем в 10 раз, что само по себе уже показывает актуальность и интерес к его тематике.

Решила проверить себя в вопросах этнографической грамотности и я. Но прежде чем окунаться в тест, подстраховалась и посмотрела отзывы участников, оставленные в интернете на страничках в соцсетях.

Из минусов, замеченных теми, кто уже написал диктант, — техническое обеспечение, зависание сайта, видимо, от большого количества заходов на него. Кроме того, участники сообщали, что на часть вопросов уже есть готовые ответы во Всемирной паутине.

Зачем?.. Вроде бы никто не требует от тебя стопроцентных знаний, и его результаты ни на какой проходной балл не влияют. Тем не менее кто-то кому-то и зачем-то решил «помочь» быстро и на отлично сдать виртуальный тест.

Решив принципиально не пользоваться подсказками, я нажала на кнопку «начать». Быстрая авторизация, лимит времени на все ответы — 45 минут…

Часть вопросов, на мой взгляд, отсылали к истории конкретных народов, живущих в стране, к примеру, крымских татар.

Другая часть лишь на первый взгляд требовала энциклопедических познаний. Зная особенности или закономерности существующих религий и обрядов, можно было логическим путем дойти до правильного ответа. Или включить мозг и вспомнить географию с ботаникой. Так, в одном из вопросов надо было решить, что готовят для встречи невесты и жениха на башкирской свадьбе. Правильный ответ – мед и масло («Башкирский мед» — из рекламы!).

Вопросы диктанта были построены таким образом, что уже сами по себе несли интересную информацию и желание узнать правильный ответ. Таков был вопрос о бытовых предметах, которые у народов не существуют сами по себе. Предлагалось из перечисленной утвари выбрать символ власти, хозяйки в русской крестьянской семье. Им оказалась лопата, с помощью которой сажали в печь хлеб.

Нганасаны  – оказывается, это малочисленный народ, освоивший самые северные территории России. А бурки изготавливают не из меха, а из войлока. Теперь, похоже, эти почерпнутые из диктанта сведения останутся со мною на всю жизнь. Спрашивалось о национальных блюдах и одежде, семейных и родственных связях, о том, когда женщинам в России запрещалось ходить «простоволосыми».

К моему стыду, результаты диктанта показали, что я не очень хорошо знаю историю родной Калужской губернии. Не угадала я ни декабриста Орлова, владельца фарфорового завода в Мосальском уезде, ни основателя Оптиной пустыни.

Тридцать вопросов были пройдены на одном дыхании. С результатом, скажем так, на нетвердую четверочку мне был выдан сертификат о прохождении Большого этнографического диктанта-2021 с ремаркой о том, что организаторы ждут меня в следующем году. Думаю, что поучаствую: оказывается, я кое-что пропустила в истории государства Российского, надо бы восполнить.

Елена ГУСЕВА.

Фото