Опасность где-то рядом

Наталья Тимашова узнала, что делать, если балкон трещит по швам.

Когда обрушающиеся балконы угрожают жизни и здоровью калужан, кто должен решать эту проблему и за чей счет?

Вопрос ветхих плит и ограждений балконов в многоквартирных домах вновь оказался в актуальной повестке дня коммунальщиков и надзорных органов. В этот раз прокуратура нашла опасные места в Калуге, на жилом доме № 15 по улице Дзержинского, и заставила управляющую организацию начать демонтаж пятнадцати аварийных балконных плит. Но до этого были несчастный случай в Балабанове и трагедия в Обнинске, где хватило и одного ветхого балкона, чтобы люди покалечились или погибли.

Первый раз тема балконов прогремела в Калужской области как раз после несчастья в наукограде. Тогда, в 2018 году, в общежитии по улице Победы обрушились металлические перила балкона, на котором находились мужчина и две женщины. Люди упали с высоты пятого этажа. Никто не выжил. После случившегося по распоряжению губернатора были проверены все балконы старых жилых зданий по всей области.

Но то ли проверяющие недоглядели, то ли время не щадило площадки особенно сильно, но меньше чем через год в Обнинске на улице Жолио-Кюри опять обрушился балкон. К счастью, очередное происшествие обошлось без жертв. Однако в марте этого года вместе с балконом вновь упали люди, теперь уже в Балабанове.

Трое мужчин вышли покурить, плита не выдержала их веса и обвалилась. Полет со второго этажа закончился для всей троицы на больничной койке. Медики Боровской ЦРБ диагностировали у двух пострадавших переломы конечностей, у третьего мужчины – сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей головы.
Наверняка перечисленных несчастий можно было избежать, если бы состояние балконов было под надлежащим приглядом. Но кто должен следить за их содержанием – собственник жилья или управляющая компания? И куда обращаться, если чувствуешь опасность под ногами или над головой, выходя на такую площадку?

– Даже в приватизированной квартире балкон как элемент фасада жилого здания является общим имуществом многоквартирного дома, потому содержание балконных плит и перекрытий – это, по большей части, ответственность управляющей организации. Она как минимум дважды в год должна осматривать жилищный фонд и выявлять элементы зданий, требующие первостепенных работ во время текущего ремонта, – поясняет заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Калужской области Кирилл Дзюбенко. – С другой стороны, сказать, что вина при обрушении балконов полностью лежит на УК, тоже нельзя. Собственники, выбирая ту или иную организацию для управления домом, по сути, лишь нанимают ее на работу. И когда владельцы жилья никак не реагируют на предложения сотрудников УК, а только требуют, это неправильно. Всегда корректнее вести диалог между компанией и собственниками. Но, к сожалению, такое происходит не всегда.

Говоря про диалог, который необходимо выстраивать с управляющей организацией, Кирилл Дзюбенко имел в виду, прежде всего, деньги, которые одни готовы платить, а другие расходовать на благо общего имущества первых.

– Когда управляющая организация «заходит» на дом, она прекрасно видит, в каком он состоянии, в каких работах нуждается первостепенно, и соответственно предлагает свой тариф, который позволит должным образом содержать жилое здание, – поясняет замначальника региональной ГЖИ. – И в этом вопросе главное – найти компромисс между платежеспособностью собственников и их предпочтениями.

Да, можно сообща на собрании установить тариф в пять рублей, а потом жаловаться, что дворника не видно годами. А можно брать по сто рублей с квадратного метра, и в подъездах стены облицуют мрамором.

Как бы то ни было, УК должна предоставлять полный пакет услуг за тот тариф, который предложила, а собственники — соглашаться лишь на ту стоимость услуг, которая действительно позволит содержать многоквартирный дом в чистоте, порядке и технически исправном состоянии. И тогда не будет ни ветхих балконных плит, ни падающих с ними граждан.

Но такой «расклад» хорош, когда УК готова реагировать на жалобы. Людям же куда чаще приходится годами просить отремонтировать или заменить балконную плиту, обивая пороги управляющей организации. Так, например, было в Шопино, где после безуспешных попыток собственников обратить внимание УК на ситуацию с балконами пришлось вмешиваться представителям регионального штаба ОНФ.

– Действительно, при обнаружении коррозии бетона или металлических конструкций балконных плит для начала следует обратиться в свою УК или ТСЖ. Но если там не отреагировали на заявление, адресовывать жалобу следует уже в жилинспекцию, – объясняет алгоритм действий Кирилл Дзюбенко. – Наш специалист с выездом на место установит, есть ли разрушения, а также их характер, выдаст предписание, которое уже обязательно к исполнению и будет находиться на контроле.

Однако и паниковать при виде маленьких трещин на балконных плитах не следует, говорят в ГЖИ.

– Да, балконы, которые могут нести угрозу жизни и здоровью калужан, в регионе выявляются, но проверки по заявлениям граждан показывают, что далеко не всегда после таких обращений обнаруживается аварийное состояние конструкций, – отмечает замначальника жилинспекции.

Специалистам, конечно, виднее. Но, думается, калужанам спокойней будет лишний раз перестраховаться, вместо того чтобы с опаской выходить на балкон. Особенно в домах, возведенных в приснопамятных годах или долгое время ждущих ремонта.

С другой стороны, надо и самим снижать риски обрушения. Не перегружать балконы, не хранить годами на них холодильники, старые шкафы и прочий тяжелый хлам. Так и просторней, и безопасней.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, прокуратуры Калужской области, obninsk.name.,